[Harping] Ноты и транспонирование

Обсуждение гармошек и того что и как с ними делать.
Ответить
Maxx
Сообщения: 98
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:31 pm
Откуда: Санкт-Петербург

[Harping] Ноты и транспонирование

Сообщение Maxx » Вс фев 17, 2008 3:02 pm

Стал разбираться с музыкальной грамотой и подошёл к вопросу о транспонировании мелодии. В данном случае используется программа Harping!.

Для примера возъмем "Песенку львенка и черепахи".

Если набрать в Harping! первую и третью строчки мелодии (вторая повторяется, а четвертая пока не существенна), то получим:

Изображение

Транспонируя на ноту ниже (дважды Ctrl+D) получаем:

Изображение

Отсюда два вопроса:
1. Можно ли в этой программе сделать чтобы ноты второй октавы были пониже, а не так высоко относительно нотного стана.
2. При траспонировании встречаются элементы типа b+8' (желтенькие и красненькие на рисунке), хотя должны получаться чистые ноты. Это в программе такой глюк? или она не понимает, что бенд на полтона, а затем бемоль это одно и тоже?
Последний раз редактировалось Maxx Вс фев 17, 2008 5:12 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Burratino
Сообщения: 400
Зарегистрирован: Вт сен 05, 2006 8:15 pm
Откуда: Королев

Сообщение Burratino » Вс фев 17, 2008 3:22 pm

не знаю, как там чего траспонировать, но кто-то раньше здесь уже выкладывал куда более удобоваримые табы к этой композиции :)
-4 4 -3 -2 2 -2 -2
-4 4 -3 -2 2 -2 -2

-3 -4 -3'' -3 -4 -2 -3'' -3 4 -3'' -4 4 -3
-1 2 -2 -3' -2 -1 -3' -2 (-2 4 -3' -2)
-1 2 -2 -3' -2 -4 4 -2 (-2 4 -3')
-4 5 -4 -2 -2 -1 -3' -2 -2 -3' 4 -4 4 -3' -2 -3' -2 2 -2


-4 4 -3 -2 2 -3' -2 (-2 4 -3' -2)
-4 4 -3 -2 2 -3' -2 (-2 4 -3' -2)
-1 2 -2 -3' -1 -3' -3' -2
-2 -3' 4 -4 4 -3' -2 -3' -2 2 -2 (-2 4 -3' -2)
Музыка - это искусство печалить и радовать без причины(Тадеуш Катарбиньский)
Аватара пользователя
Мой Повелитель
Сообщения: 3817
Зарегистрирован: Сб янв 20, 2007 10:32 pm
Откуда: Ivanteevka city
Контактная информация:

Сообщение Мой Повелитель » Вс фев 17, 2008 3:43 pm

Желтые это бенды а красные передувы.
Не спросишь, не узнаешь.
Май мъюзик http://www.realmusic.ru/virtue/
Maxx
Сообщения: 98
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:31 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Maxx » Вс фев 17, 2008 3:51 pm

Burratino, Virtue
Спасибо большое, но проблема в самой программе. Имхо, если она так криво транспонирует (вернее не совсем корректно отображает результат), то мне проще от этой программы отказаться и сделать всё ручками (хотя реально есть маленький скрипт на perl).
Аватара пользователя
Burratino
Сообщения: 400
Зарегистрирован: Вт сен 05, 2006 8:15 pm
Откуда: Королев

Сообщение Burratino » Вс фев 17, 2008 4:55 pm

Maxx
я не совсем понял(или совсем не понял), в чем проблема
вот ты нажал опустить на октаву или на че-то еще, табы сползли вниз и изменились в цвете - что именно тебе не нравится ? %)
Музыка - это искусство печалить и радовать без причины(Тадеуш Катарбиньский)
Maxx
Сообщения: 98
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:31 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Maxx » Вс фев 17, 2008 5:11 pm

Burratino
Смотри на последний рисунок. Там видны желтые и красные прямоугольники, хотя никакого бендинга и передува там нет.

Если изначально было 9-, то транспонируя на ноту я должен получить 8+, а он показывает b+8'. При понижении 7+ должно получится 7-, а никак не b+6o. Может это хитроумные обозначения одного и того же, но лично меня они сбивают с толку.
Аватара пользователя
nekrasov
Сообщения: 919
Зарегистрирован: Пн окт 07, 2002 4:00 am
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение nekrasov » Вс фев 17, 2008 5:37 pm

такого понятия - "транспонирование на ноту" нет. Транспонируют на пол-тона, тон, и т.д.
В цветной таблице - транспонирование. Программа всё чётко перенесла на тон вниз, аккуратно бэнды расставила, логично. Только ты так не сыграешь:)
Табы изначально высоко написаны - чтоб без бэндов тему играть. Её можно от 4 дырки вдох играть - с бэндами, красиво, но тут для начинающих сделано.
Можно от 6 дырки выдох. Это будет на октаву ниже, чем в табах.
Или на низких гармошках.
Db- Gb7 Bmaj
Maxx
Сообщения: 98
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:31 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Maxx » Вс фев 17, 2008 6:15 pm

nekrasov
Полностью согласен по терминологии. И сразу выясняется моя ошибка - понижение на тон это не тоже самое, что и взятие предыдущей ноты (поскольку между B-C и E-F разница в полтона).

Тогда 9- это F. Понижая на тон должны получить Eb или C#, что соотвествует овердро на 7 дырке. Верно?
YoungMan
Сообщения: 536
Зарегистрирован: Вс мар 11, 2007 4:02 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение YoungMan » Вс фев 17, 2008 6:50 pm

Maxx
Не C# а D#, бенд на выдох на 8
"Даже флюгер на штормовом ветру издает логичные и прекрасные звуки, надо только понять их логику и услышать красоту" Frank Zappa
Maxx
Сообщения: 98
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:31 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Maxx » Вс фев 17, 2008 7:01 pm

YoungMan
Точно, просто запутался :wink:

Тогда +8' это и есть бенд на выдох на 8. Всё понятно.

Теперь 7+. Это C, понижая на полтона получаем B, ещё на полтона Bb или A# - что есть передув на 6 дырке, что обозначается +6o. Тоже вроде как логично.
Maxx
Сообщения: 98
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:31 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Maxx » Вс фев 17, 2008 7:40 pm

Кстати возник ещё вопрос. Читаю Главная страница > Теория > Базовые знания > Бенд:
Хотя бенд на вдохе через 5-е отверстие технически возможен, его следует избегать. Во-первых, он не даст вам новой ноты, а во-вторых, будет способствовать быстрому износу соответствующего язычка. То же самое справедливо и для бенда на вдохе через 7-е отверстие.
5- это F, при понижении на полтона даёт E (т.е. 5+, что мы можем легко получить).
А вот 7- непонятно. 7- это B, понижая на полтона получаем Bb или A#. Так почему же "То же самое справедливо и для бенда на вдохе через 7-е отверстие."?
YoungMan
Сообщения: 536
Зарегистрирован: Вс мар 11, 2007 4:02 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение YoungMan » Вс фев 17, 2008 9:40 pm

Maxx
Следует читать "для бенда на выдохе через 7 отверстие...", это нота С, понижая на полтона получим В, то есть 7 вдох
"Даже флюгер на штормовом ветру издает логичные и прекрасные звуки, надо только понять их логику и услышать красоту" Frank Zappa
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Пн фев 18, 2008 10:06 am

Maxx. Разберись в программе.
Она ничего глупого не делает. Она просто переносит все ноты на одинаковое количество полутонов вверх или вниз, на столько же, на сколько ты меняешь тональность всей композиции. Простая и примитивная математика.
Я лет в 16 на бейсике писал подобную программу для транспонирования аккордов на гитаре.

Харпинг позволяет менять октавы вверх или вниз и менять ключи гармоник (там внизу есть соответствующие кнопки и окошки для выбора).
Собственно, удобно то, что он позволяет путем перебора быстро найти удобную позицию для игры выбранной мелодии. Чтобы не было красеньких квадратиков и поменьше желтеньких.
А вообще, позанимайся сольфеджио, тогда транспонировать сможешь без всяких програм в уме и на слух.
"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)
Maxx
Сообщения: 98
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:31 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Maxx » Вт фев 19, 2008 7:37 pm

Slava Chernov
Спасибо.

Я собрал информацию с www.7not.ru в отдельный файл и периодически читаю. В уме стараюсь научиться быстро переводить ноту из русского названия на латинскую нотацию (понимаю, что просто надо запомнить и привыкнуть). Затем пытаюсь быстро научиться определять название ноты по положению на нотном стане (опять же только практикой добиться можно).

Я сейчас разучиваю мелодии по таблатурам. Но мне кажется это не совсем правильно. Правильно было бы запомнить ноты. Если использовать привязку к дыркам, то очень трудно транспонировать мелодию (даже на октаву), потому что нельзя взять и сыграть тот же порядок на три дырке ниже (условно). Если привязываться к нотам, то
- как я уже говорил, будет легче транспонировать (надеюсь что это так, хотя и не знаю);
- можно записывать мелодии более корректно (в нотах можно учитывать и длительность и одновременное извлечение нескольких звуков, например, аккорда).

В связи с последним пунктом интересна программа Harmony assistant. Она поддерживает описание мелодии и нотной записи и в таблатурной одновременно. Что с одной стороны позволяет быстрее привыкнуть к нотной записи.

Поэтому возникает вопрос: а как лучше разучивать мелодии по табам или по нотам? Понятно, что по табам быстрее можно наиграть. Несёт ли что-то полезное разучивание мелодии по нотам? (как минимум один плюс есть - можно брать музыку в нотной записи и попробовать её проиграть).

И второй вопрос. Может стоит изучать "Harmony assistant" вместо "Harping!" ? Конечно, Harmony assitant богаче по возможностям, но Harping! подкупает своей простотой.
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Ср фев 20, 2008 11:59 am

То то эта простота вызывает у тебя столько вопросов.
Мелодии лучше играть не по нотам или табам, а по памяти.
А мыслить надо не дырочками и нотами, а относительными интервалами в мелодии. Тогда от любой ноты ты будешь играть одинаково свободно.
"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)
Ответить