Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Обсуждение гармошек и того что и как с ними делать.
Ответить
Аватара пользователя
St. Patrick
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 11:03 pm

Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение St. Patrick » Вс ноя 27, 2011 12:02 pm

Написал небольшую статейку/выжимку про губную гармонику в ирландской традиционной музыке

http://buttonbox.ru/moreinstruments/harmonica
Аватара пользователя
sarman
Сообщения: 464
Зарегистрирован: Чт ноя 27, 2008 9:12 pm
Откуда: Орехово-Зуево

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение sarman » Вс ноя 27, 2011 12:16 pm

Роман, интересно!

А когда начали играть самое раннее ириш на диатонике? По времени? Хотелось бы первопроходца(ев) послушать ради интереса.

("чтобы не умножать сущности" - в тексте выдаёт программиста?=)
-----
Dude
Аватара пользователя
St. Patrick
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 11:03 pm

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение St. Patrick » Вс ноя 27, 2011 12:30 pm

когда начали сложно сказать
погуглил - нашел еще одну ссылку, которую не указал в статье, http://www.irishmusicreview.com/harmoni ... graphy.htm
там сказано "...1938 track from Wexford native Larry Kinsella, the first solo harmonica player to record Irish music" - то есть первая запись датируется 1938 годом. Ну а так - я думаю, как только гармоника попала в Ирландию, так и начали играть.
Тогда ирландцы играли на всех доступных инструментах. К примеру, так называемся ирландская флейта (простой системы, обычно деревянная) - это просто флейта, какая она была до мастера Бёма. После того, как Бём придумал свою систему для удобной игры в любых тональностях, английские музыканты началаи переходить на новую систему, а деревянные флейты продавали по дешевке, чем и воспользовались небогатые ирландцы :)
Аватара пользователя
Тима
Сообщения: 375
Зарегистрирован: Ср июл 13, 2005 6:29 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение Тима » Вс ноя 27, 2011 5:31 pm

Слушай, полезная какая статья! Именно то, что мне интересно. Но я пока стараюсь пользоваться возможностями рихтеровской настройки, беря бенды, ибо jn блюзов к этому привыкаешь. И потом, очень много рилов и джиг минорные - там 3 позиция прекарсно годится. Про песни я вообще молчу - там совершенно спокойно можно обойтись стандартной рихтеровской диатоникой.
Я у Later'ов отныне буду постоянным участником, так что серьезно возьмусь за партии в джигах и рилах.
губной пианист
Аватара пользователя
St. Patrick
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 11:03 pm

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение St. Patrick » Вс ноя 27, 2011 8:34 pm

Я долгое время пытался обойтись стандартной, но падди на самом деле очень удобная, когда к ней привыкнешь. Бенды все таки на скорости сложно делать. На падди рихтере можно ноту орнаментировать. Хотя Бадди Грин играет с бендами, но он мало ирландской музыки играет.
Имхо надо конечно смотреть что удобнее тебе, некоторые вообще на соло строе играют.
Аватара пользователя
Grey Wolf
Автор сайта
Сообщения: 5924
Зарегистрирован: Сб июл 27, 2002 4:00 am
Откуда: Москва, Бутово
Контактная информация:

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение Grey Wolf » Вс ноя 27, 2011 8:46 pm

Роман, можно продублировать статью на harmonica.ru?
Seydel 1847 Classic / Harp Blaster HB52 / Jackson JX-3 / Focusrite Scarlett 8i6 / Mac OS

Destruction is not negative, You must destroy to build.
© Einsturzende Neubauten
Аватара пользователя
St. Patrick
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 11:03 pm

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение St. Patrick » Вс ноя 27, 2011 9:13 pm

да, конечно, было бы супер
мы вроде уже об этом договорились :)
Аватара пользователя
pev
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Чт окт 05, 2006 2:52 am
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение pev » Сб дек 24, 2011 1:14 am

St. Patrick писал(а):На падди рихтере можно ноту орнаментировать.
Кстати, где можно почитать об орнаментации в ирландской музыке? Не для гармошки, а вообще. Есть, наверное, стандартные приемы украшения. Хотелось бы коротко, но близко к практике. Может упражнения какие-то есть?..
Ёжик --- гордая птица: пока не пнешь, не полетит.
Аватара пользователя
DE'VO
Сообщения: 345
Зарегистрирован: Вт авг 24, 2010 1:31 am
Откуда: Одесса

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение DE'VO » Сб дек 24, 2011 2:07 am

ну посмотри для начала в книге у Брендана Пауэра, он в основном орнаментирует различными триолями.
Там откуда я родом, если не дуешь в гармошку, тебе ни одна баба не даст.
breqwas
Сообщения: 8
Зарегистрирован: Вт окт 18, 2011 8:15 am

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение breqwas » Вс дек 25, 2011 2:16 am

Если кратко, то вот: http://buttonbox.ru/read/ciarancarson/#ornamentation
Если менее кратко и более понятно, то - таки да, придётся смотреть в учебники по конкретным инструментам. Например, учебники по тин-вистлу или по ирландской гармони у нас в рунете широко доступны.
Аватара пользователя
pev
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Чт окт 05, 2006 2:52 am
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение pev » Вс дек 25, 2011 4:36 am

breqwas,
Спасибо!
Я даже вроде бы это уже видел, но в голове не отложилось.

Любопытно, что в статье из этой темы сказано, что орнаментирование вверх не характерно для ирландской музыки, а по вашей ссылке форшлаг - это именно орнаментирование вверх.

Что такое Кранн, не понял.

DE'VO,
В той, где он в начале пишет, что все примеры будут для paddy power строя гармошки? А без соответствующей гармошки книгу стоит читать?
У меня C-хроматика, для нее у Пауэра книга еще не готова.
Ёжик --- гордая птица: пока не пнешь, не полетит.
breqwas
Сообщения: 8
Зарегистрирован: Вт окт 18, 2011 8:15 am

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение breqwas » Вс дек 25, 2011 4:56 am

pev, текстом оно действительно невнятно. Если интересно, то вот тут - http://tinwhistle.ru/books.php - можно скачать учебник "The Complete Irish Tinwhistle Tutor by L.E. McCullough", там это хорошо и очень подробно разъяснено применительно к вистлу.

Или можно ещё тут http://buttonbox.ru/tutors - учебник "Damien Connolly - The Irish Accordion Tutor", там в терминах гармони и попроще - на гармони орнаментация в среднем менее кучерява.

Крэнн - украшение, характерное для духовых: оно естественно для волынки, вистла и флейты; на скрипке его некоторые профи умеют имитировать; а прочим инструментам он, по сути, недоступен.
breqwas
Сообщения: 8
Зарегистрирован: Вт окт 18, 2011 8:15 am

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение breqwas » Вс дек 25, 2011 4:59 am

Статью по ссылке писал не я, а St. Patrick - все утверждения оттуда на его совести :)
Кат - это очень короткий форшлаг вверх, и он более чем типичен. Тэп, короткий форшлаг вниз, чаще встречается в составе других украшений, отдельно - очень редко.
Аватара пользователя
pev
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Чт окт 05, 2006 2:52 am
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение pev » Вс дек 25, 2011 7:42 pm

Спасибо!
Посмотрел про орнаментацию во всех трех книжках по диагонали. На беглый взгляд (просто по картинкам), доходчивее всего разобрано в книжке по вистлу. Буду пробовать.
Ёжик --- гордая птица: пока не пнешь, не полетит.
Аватара пользователя
St. Patrick
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 11:03 pm

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение St. Patrick » Вт дек 27, 2011 9:53 am

pev писал(а):...
Любопытно, что в статье из этой темы сказано, что орнаментирование вверх не характерно для ирландской музыки, а по вашей ссылке форшлаг - это именно орнаментирование вверх.
Может, я там в статье не очень корректно выразился. Разговор там шёл об украшениях с использованием слайдера, то есть играешь ноту, быстро зажимаешь/отпускаешь слайдер. Так вот на стандартной хромке результатом будет украшение на полтона вверх. Именно это звучит не по-ирландски, а как-то по-болгарски, что ли :) А вот украшение на полтона вниз звучит хорошо. Хотя, должен сказать, в своей книге для хроматики Брендан Пауер играет на стандартной хромке, иногда использует форшлаги вверх, и звучат они красиво. Но это Брендан.
pev писал(а):...У меня C-хроматика, для нее у Пауэра книга еще не готова.
Вообщем-то, книга для стандартной хроматики у Пауера уже вышла, и я её уже даже купил. Он всё обещает написать вторую часть - для модифицированной хроматики (слайд диатоника и irish tuned хроматика)
Аватара пользователя
St. Patrick
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 11:03 pm

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение St. Patrick » Вт дек 27, 2011 9:58 am

pev писал(а):В той, где он в начале пишет, что все примеры будут для paddy power строя гармошки? А без соответствующей гармошки книгу стоит читать?
Имхо, если хочешь играть ирландскую музыку на гармошке, то надо почитать. Брендан очень доходчиво и кратко расписывает возможности, достоинства и недостатки гармошки.
Опять же, в начале там тюны для стандартной гармошки, от 4й дырки вверх.

Я еще слышал мнение, что играть ирландскую музыку на гармошке вообще не стоит - слишком сложно и всё равно быстрые тюны не будут доступны. Но я с этим мнением не согласен - имхо гармошка в ирландской музыке звучит круто, а недостатки есть у всех инструментов.
Аватара пользователя
pev
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Чт окт 05, 2006 2:52 am
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение pev » Вт дек 27, 2011 12:31 pm

St. Patrick писал(а): Вообщем-то, книга для стандартной хроматики у Пауера уже вышла, и я её уже даже купил. Он всё обещает написать вторую часть - для модифицированной хроматики (слайд диатоника и irish tuned хроматика)
Я в своем высказывании ориентировался на вот это:
This book is for chromatics in G and D, so you can play in the correct traditional keys. A new book for C chromatics is coming soon....
Ёжик --- гордая птица: пока не пнешь, не полетит.
Аватара пользователя
St. Patrick
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 11:03 pm

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение St. Patrick » Вт дек 27, 2011 12:41 pm

Ну по мне - так ирландскую музыку надо играть в правильном ключе. Тогда ты сможешь сыграть с другими людьми, ради чего, собственно, и стоит заниматься музыкой :)
Аватара пользователя
Sergei Levin
Сообщения: 3120
Зарегистрирован: Сб дек 01, 2007 8:45 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение Sergei Levin » Вт дек 27, 2011 1:15 pm

Кстати, Роман, извини за случайный вопрос, но тем не менее...
Почему именно Соль и Ре, почему именно эти тональности?
Аватара пользователя
pev
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Чт окт 05, 2006 2:52 am
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение pev » Вт дек 27, 2011 1:39 pm

St. Patrick писал(а):Ну по мне - так ирландскую музыку надо играть в правильном ключе. Тогда ты сможешь сыграть с другими людьми, ради чего, собственно, и стоит заниматься музыкой :)
Прошу прощения, но где я написал, что хочу играть в неправильном ключе?
Ёжик --- гордая птица: пока не пнешь, не полетит.
Аватара пользователя
St. Patrick
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 11:03 pm

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение St. Patrick » Вт дек 27, 2011 1:44 pm

Harding писал(а):Кстати, Роман, извини за случайный вопрос, но тем не менее...
Почему именно Соль и Ре, почему именно эти тональности?
Честно говоря, я видел много "объяснений", типа - это самые удобные тональности для игры на скрипке (однако никто не объясняет, почему скрипку строят именно так, а не на полтона ниже/выше).

Одно из правдоподобных что Соль - это самая удобная тональность для пения мужским голосом, вроде где-то я слышал подобное про русскую народную музыку. Ну а Ре - удобно отличается всего одной нотой.

Флейта обычно в Ре - на них проще всего играть в G и D - может это отсюда пошло. Правда, почему их делали в Ре - неясно.

вот тут можно порыть http://www.thesession.org/discussions/display/25437
Аватара пользователя
St. Patrick
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 11:03 pm

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение St. Patrick » Вт дек 27, 2011 1:49 pm

pev писал(а):Прошу прощения, но где я написал, что хочу играть в неправильном ключе?
pev писал(а):This book is for chromatics in G and D, so you can play in the correct traditional keys. A new book for C chromatics is coming soon....
Я предполагаю, что книга Брендана для C гармошки, если и выйдет, вряд ли будет туториалом по игре во второй и третьей позициях на хроматике. Возможно, он просто хочет продать книгу тем, у кого уже есть До хроматика, но уверен на 146%, что тюны там будут транспонированы в C (+ D dorian + G mix)
Аватара пользователя
pev
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Чт окт 05, 2006 2:52 am
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение pev » Вт дек 27, 2011 2:09 pm

St. Patrick писал(а): Возможно, он просто хочет продать книгу тем, у кого уже есть До хроматика, но уверен на 146%, что тюны там будут транспонированы в C (+ D dorian + G mix)
Хм. Если вы правы и там будет все то же, что для G и D, но транспонированное, то грош цена будет этой книге. Полагаю, весь смысл книги для C должен быть в описании специфических особенностей игры именно традиционной музыки (в оригинальных тональностях) на этой гармонике.
Ёжик --- гордая птица: пока не пнешь, не полетит.
Аватара пользователя
St. Patrick
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 11:03 pm

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение St. Patrick » Вт дек 27, 2011 2:35 pm

pev писал(а):Хм. Если вы правы и там будет все то же, что для G и D, но транспонированное, то грош цена будет этой книге. Полагаю, весь смысл книги для C должен быть в описании специфических особенностей игры именно традиционной музыки (в оригинальных тональностях) на этой гармонике.
Я немного знаком с традиционной музыкой, оригинальными тональностями и C гармоникой.
Имхо - если эта книга будет для исполнения трад музыки в трад ключах на C гармонике, с описаниями специфических особенностей - это будет книга для конкретно продвинутых исполнителей, которые уже поиграли в первой позиции.

Насколько я знаю, позиция Брендана такова: если тюн хорошо играется в первой позиции, то нужно его так и играть (Соль на Соль гармошке, Ре на Ре гармошке), и нечего тут выдумывать и изображать джазмена.
Аватара пользователя
pev
Сообщения: 107
Зарегистрирован: Чт окт 05, 2006 2:52 am
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение pev » Вт дек 27, 2011 3:01 pm

St. Patrick писал(а): Насколько я знаю, позиция Брендана такова: если тюн хорошо играется в первой позиции, то нужно его так и играть (Соль на Соль гармошке, Ре на Ре гармошке), и нечего тут выдумывать и изображать джазмена.
Это позиция профи, или продвинутого ирландщика. А лично мне не хотелось бы покупать отдельную хроматическую гармошку в каждой тональности. Так что, если будет, как вы говорите, для меня это печально.
Ёжик --- гордая птица: пока не пнешь, не полетит.
Аватара пользователя
St. Patrick
Сообщения: 444
Зарегистрирован: Вт май 12, 2009 11:03 pm

Re: Губная гармоника в ирландской традиционной музыке

Сообщение St. Patrick » Вт дек 27, 2011 3:07 pm

pev писал(а):Это позиция профи, или продвинутого ирландщика. А лично мне не хотелось бы покупать отдельную хроматическую гармошку в каждой тональности. Так что, если будет, как вы говорите, для меня это печально.
Это, как раз, позиция начинающего ирландщика. В первой позиции тюны играются очень просто, гармошка хорошо для этого подходит. Народная музыка - взял гармошку и играешь.
А вот играть в Ре мажоре на До гармошке это уже позиция профи. Да и всё равно неудобно будет.
Ответить