Блюз
-
- Сообщения: 97
- Зарегистрирован: Вс окт 20, 2002 4:00 am
- Откуда: Санкт-Петербург
Блюз
Объясните плиз человеку, плохо знакомому с теорией, какие у блюза отличительные особенности, что отличает его от других стилей так, что услышав мелодию сразу можно было сказать - да, это блюз. Если долго и муторно писать, дайте ссылку хотя бы, где можно было об этом почитать. Знаю, вопрос немного странный, но все-таки. <br>Просто подумалось мне, что гармошка-то блюзовая, хочется блюз играть, а не знаю я в теории ни фига.
Don't worry, be happy!
Однозначных отличий от рока у блюза нет. Даже квадратуры у ник здорово совпадают. Лидер Металлики, например, говорил, что играет "слегка заблюзированный рок-н-ролл". <br> <br>Для меня блюз - это Junior Wells, Carey Bell, Sonny Terry и т.д.
Наш с Лёней подкаст "Губные Гармошки" теперь живёт на harmonica.ru!
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5302
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
<html><body> <br>Э... Насчет отличия блюза от всего остального (классики, регги, кельтской музыки и пр.):<br> <br>1. При игре используется блюзовая гамма пониженная 3-я, 5-я(обычно говорят - повышенная четвертая, но суть одна) и 7-я ступени обычного мажорного (ионического лада) _добавлены_ к основным нотам. Многие говорят, что 3, 4 и 7 ступени заменены на соответствующие 3 и 7пониженные и 4 повышенную, но это немного не так. Я бы скорей сказал в таком случае, что вторая повышенная, а не третья пониженная. 2-я и 7-я мажорные используются редко только в проходах, тогда как 3, 4 и 5 мажорные используются постоянно. Я все же предпочитаю говорить, что они добавлены.<br> <br>Таким образом для до-мажора имеем:<br> <br>C D <b>Eb</b> E F <b>F#</b> G A <b>Bb</b> B C<br> <br>Блюзовые ноты - жирные (надеюсь, теги воспринимаются (-: )<br> <br>Получается эффект, что вроде тональность и минор и мажор сразу. <br>2. Особенно в области блюзовых нот (да и не только) используется так называемое "свободное интонирование" - т.е. берется ни E ни Eb, а нота как бы между ними. Для этого на гармошке используют бенды, на гитаре - тоже бенды + игра слайдом. На скрипке блюза не слышал, хотя, ИМХО - самый блюзовый инструмент - полная свобода интонирования.<br> <br>3. В блюзе используется специфический ритм "шаффл" (shuffle) его объяснют, как "триоль с пропущенной нотой". Я не очень понял как это так. Реально в общем в паре нот первая нота играется дольше. Еще получается, что в ритме 4/4 основной удар идит на 3-ю долю и она удлинена за счет съедания остальных (ей-Богу, показать проще) <br>4. Блюз как правило (правда исключений куча) написан на 3-х аккордах тоника, субдоминанта доминанта. В последовательностях 12-тактового, 8-тактового и прочих блюзов. 12 тактовый блюз в Ля будет так:<br> <br>T|T|T|T|S|S|T|T|D|S|T|TD| <br>A|A|A|A|D|D|A|A|E|D|T|TD| <br>Последние 2 такта обычно называют turnaround там идет прогрессия и через 4-ю ступень тоже.<br> <br>А вообщее <a href="http://www.7not.ru">www.7not.ru</a></p> <br><p> А насчет рока. Рок - это вообще такая каша, в которую намешан рок-н-ролл (прежде всего), блюз, джаз, регги, классика, народная музыка. У разных групп в разной степени и, увы, как правило, в худшем качестве (в смысле техники игры, традиционности и т.д.). Поэтому я чем дальше, тем больше люблю чистые стили. Но вообще есть Хендрикс, Дорз, Битлз, которых все же стоит назвать роком, но они все равно находятся на очень высоком уровне. <br><p>В общем, саксаулы... Э... аксакалы... поправьте меня, где я не прав <br></body></html>
Музыкант. Эндорсер и сервис-партнер фирмы Seydel. Добро пожаловать на мой сайт http://borisplotnikov.ru и на мой раздел на форуме
@ Boris_Plotnikov <br> <br>Наскольно мне известно, рок - это всё же сокращение от слова рок-н-ролл. Но так как, сокращать стали позже, слово "рок" ассоциируется не с Элвисом, а с Дорс, Дип Папл, Лед Зеппелин и Хендриксом. Хотя у меня оно с Хендриксом не ассоциируестя, имхо он хоть и стал в какой-то мере указателем на развитие жанра, сам он остался вне жанра. <br> <br>А объяснение я твое не понял... образования не хватает. Но сохранил, может дорасту <br> <br>
Наш с Лёней подкаст "Губные Гармошки" теперь живёт на harmonica.ru!
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5302
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Насчет Хендрикса согласен. А рок-н-ролл - это Чак Берри, Бил Хейли и прочие с ними, только мне они не очень нравятся по сравнению с блюзом. Элвис - вообще попса.
Музыкант. Эндорсер и сервис-партнер фирмы Seydel. Добро пожаловать на мой сайт http://borisplotnikov.ru и на мой раздел на форуме
@Boris_Plotnikov <br> <br>Ну да, в принципе и для меня тоже это рок-н-ролл. Хотя и рок группы часто говорили, что играют "рок-н-ролл". <br> <br>Это примерно как "самокат" и "kick-board". Под терминами понимаются разные вещи, но "kick-board" - это всё же самокат. Хотя и не наоборот... <br> <br>А насчёт Элвиса трудно не согласится. Коммерческая, сугубо коммерческая музыка. Хотя и очень неплохая. Но блюз лучше.
Наш с Лёней подкаст "Губные Гармошки" теперь живёт на harmonica.ru!
-
- Сообщения: 97
- Зарегистрирован: Вс окт 20, 2002 4:00 am
- Откуда: Санкт-Петербург
По поводу 4-ого пункта, не очень понял. Скольки тактовый блюз вообще может быть и как тоника, суб- и доминанта должны располагаться в других вариантах? <br>Кстати, Борис, ИМХО смело можешь вносить весь этот вопрос в FAQ, я думаю всем пригодится. Тем более так подробно все описано. <br>Спасибо за разъяснения.
Don't worry, be happy!
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5302
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Вот насчет тактовости <blink>блюзов</blink> я не силен. Я же их не считаю по игре. Вариантов много. <i>10-тактовый например</i>: T|T||T|T|S|S|D|S|T|TD|. <br>Или в еще одну субдоминанту вклеить. T|S|T|T|S|S|D|S|T|TD| см. Кожекин "А ты сказала, что я тормоз". 8-тактовый не соображу, помогите...
Музыкант. Эндорсер и сервис-партнер фирмы Seydel. Добро пожаловать на мой сайт http://borisplotnikov.ru и на мой раздел на форуме
По поводу ритмики - в блюзе по классике идет размер 6/8 с акцентированным затактом и основным акцентом на 2-ю долю. То же самое и в 4/4 - акцент на 2-ю, слабую (классический пример - Mary Had a Little Lamb, там это просто на поверхности лежит). <br>8-тактовый блюз - это совсем просто. Например: <br>|T|T|S|T|D|S|T|TD| - Walkin' By Myself, один из классических примеров. <br>
В минуты отдыха блюз любил слушать сам Ленин
-
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
2Юра: Никто никуда не обалдел. Элвис - сугубо коммерческий исполнитель, не бог ни в гитаре ни в голосе. В рок-н-ролле его делают по исполнению как сынка и Чак Берри и Литтл Ричард и Карл Перкинс и т.д. <br>Чтобы Элвис заткнул за пояс любого блюзмена - это тоже слишком смело... Сравни вокал Элвиса и, например, Хаулин Вульфа... Если кого из белый рок-н-ролльщиков равнять с блюзменами по вокалу - это разве что Мика Джаггера. <br>В блюзовом квадрате бывает от 8 до 16 тактов, лично я встречал и 10 тактов и 14, можно найти точные указания на композиции. <br>Так что насчет бредятины - это вопрос очень спорный...
В минуты отдыха блюз любил слушать сам Ленин
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
-
- Сообщения: 97
- Зарегистрирован: Вс окт 20, 2002 4:00 am
- Откуда: Санкт-Петербург
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5302
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
2Юра. Попса - это не оскорбление. Попса бывает хорошей. Элвиса я слышал мало, мне не понравилось. Как и не нравятся Rolling Stones. Я например люблю Кашина (не только там где Некрасов), хотя Кашин - попса. Битлз, кстати, по сути стали попсой и мелодии у них попсовенькие, но Битлз это круто. Хотя сольники Леннона я люблю больше. Кроме того, будь сдержаннее, я вообще просил поправить мои ошибки. Никто не поправил. Так что дык.
Музыкант. Эндорсер и сервис-партнер фирмы Seydel. Добро пожаловать на мой сайт http://borisplotnikov.ru и на мой раздел на форуме
Блюз, как муз.форма: <br>12 тактов <br>Самые простые варианты гармонической схемы: <br>1) /1/1/17/17//47/47/1/1//57/57/1/1// <br> /С/С/С7/С7//F7/F7/C/C//G7/G7/C/C// <br> <br>2)/1/47/1/17//47/4#dim/1(5)/1//57/57/1/1// <br> /С/F7/С/С7//F7/F#Ddim7/C(G)/C//G7/G7/C/C// <br> <br>G - в скобочках означает, что бас соль на аккорде до. <br> <br>в 10-11 тактах возможен плагеальный оборот - /G7/F7/ - вместо /G7/G7 (в классическом и джазовом блюзе практически не используется) <br> <br>По поводу колличества тактов бывают редкие исключения (St.Louis Blues - 12-тактовый корус + 8-тактовый рефрен). Формально не 12-тактовый квадрат не может быть блюзовым, 8,16,32 - тактовая структура упрощает блюзовую форму, т.к. звучит более привычно для слуха европейца. 5-10 - 7 -тактовая структура - слишком ломаная и будет резать слух, никогда не слышал таких блюзов. <br>Так наз. "современный блюз", появившийся среде джазовых муз. в 40 и 50 годв на блюз похож мало - очень быстрый темп (180-240 в минуту (более спокойный вариант - "баунс" , и сильно усложненная гармоническая схема на основе родства аккордов, параллелизма и квинтового круга, однако сохраняется блюзовый лад и 12-тактовая структура (любителям Мадди Уотерса и т.д. - противопоказано).
In my indisputable opinion
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5302
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Что значат цифры 1, 17 и т.д. ? Или где это почитать. Мне таких обозначений не попадалось. А в 12 такте еще ведь идет уход обратно в доминанту, причем с проходом через четвертую ступень или я чего-то не понимаю?
Музыкант. Эндорсер и сервис-партнер фирмы Seydel. Добро пожаловать на мой сайт http://borisplotnikov.ru и на мой раздел на форуме
-
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
Точно, выпендрился, цифры - это ступени лада - это удобнее если играешь в разных тональностях, просто кроме тоники доминанты и субдоминанты есть еще и другие ступени. Когда у дебя стоит цифра 3, то в до-мажоре - это будет означать аккорд ми-минор, а в ми-бемоль мажоре - соль минор и т.д. - такая запись называется "цифрованный бас" (только обычно используют римские цифры). <br>7 появилось случайно. <br>Про уход в доминанту - в смыле turnaround - можно подставить не вопрос. <br>Кстати turnaruond тоже бывает разный - можно так по до-мажору :G7-F7/ илиG7G7. <br>А можно вообще по другому. Вот смотри тоже блюзовая схема в до-мажоре: <br>CM7/ Bm7b5 E7b9/ Am7 D7/ Gm7 C7/F7 F7/ Fm7 Bb7/ Em7 A7/ Ebm7 Ab7/ Dm7Dm7/G7 G7/CM7 Am7/ Dm7 G7// <br> <br>Как видишь turnaround другой - и их еще может быть очень много. Я в прошлом сообщении нвписал про гармонические замены - их имеет смысл изучить, это не так сложно. <br>В конце концов Маклафлин тоже начинал с блюза и чем все это кончилось? ) <br> <br> <br> <br>
In my indisputable opinion
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5302
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Т.е. turnaround - это последний такт? Dm7 G7 или последние 2 такта. В любом случае я не понял, на какой ритм это играть - тут же джазовая гармония, кстати Bm7b5 ты имел в виду Bbm7b5 или как. В общем или это си-минор-септ с минорной пятой. В общем ты просто в гармонии позаменял септы?
Музыкант. Эндорсер и сервис-партнер фирмы Seydel. Добро пожаловать на мой сайт http://borisplotnikov.ru и на мой раздел на форуме
Podderzhyvayu naschyet togo chto blues eto sostoyanije dushy. Odnako chtoby razbirat'sya neobhodimo poslushat' nemalo al'bomov. Prichyem pochitat' mozhno teoriyi tak i ne ponyav chto k chemu. Poetomu mozhno pbrodit' po burzhujskim sajtam i poslushat' samply chto takoje Chicago, Del'ta i t.d. blues. Ulovish nitochku i budesh dal'she slushat' i razvivat'sya. A uzh potom, kak uslyshysh kakoj-nibud' neznakomyj bluz, tak ono samo drognet v dushe i zapoyet, navernoje o grustnom...
Practice
Boris Plotnikov, <br> <br>В этой схеме turnaround (или turnabout) - занимает два такта, а не один. <br>Bm7b5 - это полууменьшенный септаккорд си-минор, т.е. си-ре-фа-диез- ля-бемоль. <br>Минорной пятой ступени не бывает и это не буквоедство, пониженная бывает, просто понижение квинты не дает признаков минорности, а вот пониженную (малую) терцию иногда называют минорной, именно потому, что пониженный терцовый тон является признаком минорного лада. <br>По поводк темпа/ритма - послушай "Take the Coltrane" Колтрейна или "Billie's Bounce" Паркера или что-нибудь еще в этом роде, они как раз написаны на такую гармонию и тебе будет легче соорентироваться. <br> <br>Остальным: <br> <br>я говорю не о душе, а о музыкальной форме - это разные вещи. <br>И это не буквоедство, если человек понимает систему, он правильно использует ее терминологию, потому как в системе все взаимосвязанно. <br>А о душе пусть говорят священники.
In my indisputable opinion
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5302
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Юра, насчет пятой минорной. От слова minor - малый. Ты лучше разбираешься, я спорить не буду, но думаю, что это не ошибка. Тем более минорная терция есть в таком случае в минорном аккорде (минор построен из двух минорных терций, т.е. терцию+терция). Ясно что относительно тоники сама 5-я пониженная будет тритоном. А так, спасибо за помощь.
Музыкант. Эндорсер и сервис-партнер фирмы Seydel. Добро пожаловать на мой сайт http://borisplotnikov.ru и на мой раздел на форуме
.....читая между строк... на мотивчик "the Sky is Crying" <br> <br>"Reed it" <br> <br>Я говорю не о душе, <br>А о музыкальной форме <br>Припев: <br> это разные вещи. <br> это не буквоедство, <br> <br>Если человек понимает систему, <br>Он правильно использует ее <br> <br>Припев <br> это разные вещи. <br> это не буквоедство, <br> <br>А о душе пусть говорят священники. <br>Потому как в системе <br> все взаимосвязано <br> <br>;)
Tall Boy White [Nephew]
По-моему пусть каждый дует в гармошку с той силой и ритмичностью, с которой ему хочется. Элвис тут ни при чём. (Хотя за Битлз я всеми руками - ЗА - это rulezzzz ) А что касается бюза, так немного умения и главное - фантазии - и что-то типа блюза обязателбно получится. Я вот бенд более или менее освоил. Сейчас сессия, потому дую я в конспекты а не в Hohner. По - моему бещ бенда губная гармошка ну совсем не то. И к чему это я? Какая, впрочем, разница. Всё равно - не ругайтесь вы из за Элвисов и блюзов. Всем
Шоб я так жил,как он играл на той гармошке!