Самодельщикам дудок.
Самодельщикам дудок.
Нашёл в сети вот эту книгу <br><a href=http://webspirit.com/fluteman/book/exce ... ><br>Здесь <br><a href=http://webspirit.com/fluteman/book/the_ ... ечисляются инструменты, изготовление которых описывается в данной <br>книге и даны их фотки. Демку (неполную версию) можно там заполучить бесплатно (высылают на мыло по запросу), но там описание только рекодера. А меня заинтересовал, прежде всего, бамбуковый сакс, но его в демке не оказалось.<br>Долго искал полную версию этой книги. Ура нашёл!!!<br><a href=http://the-info-resource.com/bambooflut ... tes.exe</a> ~3,3MB.<br>Книга запаролена. Но есть вот такое лекарство<br><a href=http://bzdun.haos.net/prog/Ebook.Passsw ... br>которое позволяет читать все их книги (ну или почти все, но пока не подводила).
Привет тёска!<br>По поводу опыта: Я больше всего занимался зафуном. Немного жалейкой. И ещё была одна попытка изготовления "Native American Flute "(думаю, как-нибудь ещё попробовать). Жалейка по моему однооктавный инструмент, с очень нестрогим строем. Хроматизма на ней можно добиться вытягивая ноты на слух. Американская флейта кажется тоже однооктавная. На ней хроматические ноты можно получать частичным перекрытием отверстий. <br>А вот зафун, это уже другой разговор. Инструмент двухоктавный и реально хроматический. Хроматические ноты получаются вилками. Что касается диапазона. Более менее ровнй тембр в пределах 1.5 октаввы. Если для зафуна-С, то от ноты До 1-й октавы до Фа 2-й включительно. Выше ноты писклявее (по крайней мере у моего). Последние (выше Фа 2-й) я сам недавно научился брать и иногда использовать при медленной игре. Начиная с ноты До второй октавы требуется жёсткий слуховой контроль. Элементарно можно съехать на пол тона и даже на тон. Зато при импровизации, если не те дырки закрыл, можно вытянуть соседнюю - подъехать по блюзовому . В освоении инструмент весьма не прост. В выше приведённой книге описывается бамбуковый саксафон. Вообще то это не совсем зафун, хотя по тембру, сходный. Последний мой из водопроводной трубы, я делал глядя на фотки ихнего сайта. Книги тогда у меня не было. Так вот к чему это я. На нём верхний регистр оказался более стабильный, чем у зафуна. Этому есть объяснение. На зафуне верхние дырки расположены очень близко к мундштуку, т.е. при их открытии , фактически звучит голый мундштук. А мундштук без стабилизирующего объёма нестабилен (у кларнета и сакса тоже). А вот на бамуковом саксе из е-воок до первой дырки почти треть длины всей дудки. Кстати на нем мне удалось выдавитьпочти 3 октавы без двух нот, но возможно это особенность низких дудок (он у меня получился в Фа - на 3,5 тона ниже зафуна-С)<br>Зато зафун компактней и, сделаный из одного цельного колена выглядит гораздо эффектней.<br>Всё сказанное выше, естественно, ИМХО.<br><br>Лекарство для книги выложил <a href=http://www.starper.hotbox.ru/Xaphoon/Lo ... ><br>Перед запуском почитайте хелп (рус)<br>После запуска нужно подождать некоторое время (примерно с минуту) пока активируется кнопка "согласен" и нажать её. Дальше по инструкциям хелпа.
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5303
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
2Старпер.<br>А ты диджериду не делал? Я вот сделать хочу (-:
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5303
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Спасибо, я видел. Просто поинтересовался.
Попробовать свои силы можно на пластиковых водопроводных трубах. Они продаются в хоз магазинах, во всяком случае у нас. Выпускаются разных диаметров. Обычно белого цвета с мелким текстом по всей длине (размер...). Толщина стенок тоже бывает разной, при одном и том же диаметре. Только надо обратить внимание, чтобы они были цельно пластиковые (монолит), а не металлопластиковые. Последние, если посмотреть на торец, состоят из нескольких слоёв. Даже лучше сначало потренироваться на них т.к. первые опыты скорее всего будут не очень удачными. Впоследствии, если войдёш во вкус и бамбук достанешь. Но уже будет меньшая вероятность брака.<br>Кстати материал этих труб хорош ещё тем что он пищевой. Есть некоторая сложность обработки из-за его вязкости. Зато на звук это благотворно влияет - приближает к звучанию дерева. Я пробовал делать из хркпкой пластмассы - звук какой-то стеклянный.<br>У вас не растёт бамбук, зато кедр должен расти. Имхо очень музыкальный материал, может даже лучше бамбука, хотя в обработке сложнее - просверлить длинный игровой канал.
<a href=http://www.navaching.com/pdfFolder/Shak ... ><br>здесь я нашёл пока что самую полную инфу об изготовлении сякухати<br><br>По поводу бамбука, то я вижу его у многих в цветочных горшках, растут в камушках и воде, это верно. Да и убить его не так легко, поэтому садить рядом с домом не рекомендуют Но пока он выростет, проще из Москвы пешком сходить в Китай и нарубить :о)
<a href=http://www.navaching.com/pdfFolder/Shak ... ><br>здесь я нашёл пока что самую полную инфу об изготовлении сякухати<br><br>По поводу бамбука, то я вижу его у многих в цветочных горшках, растут в камушках и воде, это верно. Да и убить его не так легко, поэтому садить рядом с домом не рекомендуют Но пока он выростет, проще из Москвы пешком сходить в Китай и нарубить :о)
<a href=http://www.navaching.com/pdfFolder/Shak ... ><br>здесь я нашёл пока что самую полную инфу об изготовлении сякухати<br><br>По поводу бамбука, то я вижу его у многих в цветочных горшках, растут в камушках и воде, это верно. Да и убить его не так легко, поэтому садить рядом с домом не рекомендуют Но пока он выростет, проще из Москвы пешком сходить в Китай и нарубить :о)
<a href=http://www.navaching.com/pdfFolder/Shak ... ><br>здесь я нашёл пока что самую полную инфу об изготовлении сякухати<br><br>По поводу бамбука, то я вижу его у многих в цветочных горшках, растут в камушках и воде, это верно. Да и убить его не так легко, поэтому садить рядом с домом не рекомендуют Но пока он выростет, проще из Москвы пешком сходить в Китай и нарубить :о)
<a href=http://www.navaching.com/pdfFolder/Shak ... ><br>здесь я нашёл пока что самую полную инфу об изготовлении сякухати<br><br>По поводу бамбука, то я вижу его у многих в цветочных горшках, растут в камушках и воде, это верно. Да и убить его не так легко, поэтому садить рядом с домом не рекомендуют Но пока он выростет, проще из Москвы пешком сходить в Китай и нарубить :о)
<a href=http://www.navaching.com/pdfFolder/Shak ... ><br>здесь я нашёл пока что самую полную инфу об изготовлении сякухати<br><br>По поводу бамбука, то я вижу его у многих в цветочных горшках, растут в камушках и воде, это верно. Да и убить его не так легко, поэтому садить рядом с домом не рекомендуют Но пока он выростет, проще из Москвы пешком сходить в Китай и нарубить :о)
Как определяется - наверно экспериментально.<br>А про кедр читал, что это главный материал для "Native American Flute " . И варганы деревянные вроде делают из него. Что интересно, - самой ценной считается древесина кедра перенесшего лесной пожар, и, кажется еще, после удара молнии, если конечно от него что-то осталось .
Для энтузиастов могу ещё дать идею:<br><br>Из воска делается стержень по данным размерам:<br><a href=http://www.shoudao.com/usa/music/ShakuM ... одбирается трубка с внутренним отверстием немножко больше, вставляется стержень, а пространство заливается эпокситкой. Получается сякухати с точными внутренними размерами, что очень важно для гармонии и чёткости звуков. Таким образом (более усовершенствованым, конечно) флейты делает Монти Левенсон из бамбука, заливая ствол какой-то смесью смол. У него даже была методичка об изготовлении сякухати из эпокситки целиком...<br> <a href=http://www.shakuhachi.com>http://www.shakuhachi.com</a>
2 Komuso<br><br>Эпоксидка, ИМХО, - яд, и если использовать, то только для трубы, но не для мундштука. Хотя если отсасывать накпливающуюся при игре влагу, как часто делают на других духовых (не знаю как на сякухати), то и внутри ствола наличие эпоксидки не желательно, ИМХО.<br><br>А какой реальный диапазон у этой дудки, и как обстоит дело с хроматикой?
2 AvelKM<br><br><i>очень точно регулировать высоту тона в достаточно широких пределах...</i><br><br>Это что имеется в виду ? Что-то вроде бенда? Если так, то в каких пределах там не пишут? (<i>достаточно широких пределах</i>) - понятие очень растяжимое. и <i>очень точно </i> тоже не очень понятно.<br>А диапазон одна октава ?<br><br><br><div class=off>Мыло от 3-12-2004 получал? Иногда бывают сбои </div>
Сякухати (она же шакухачи - shakuhachi) - пентатоник, но за счёт перекрытия или вилок играет всё. Дырки у неё по 1см, поэтому даже частичное перекрытие несложно.<br>2.5 октавы берёт свободно, мастера дуют 3, но тут нужно поработать. Я на ней играю "Лебединое озеро" и полонез Огинского, так что с хроматикой проблем нет. <br><br>Бенды - это сам Бог велел От основной ноты, не меняя пальцовки, я гну её 1.5 тона вниз и 1 целый тон вверх.<br><br>Единственная трудность - научиться получать стабильный ровный звук...
2 Starper<br>Влага в сякухати собирается, поэтому приходится пропускать шнурок с грузиком и тряпочку для протирки.<br><br>Я точно не знаю состав для отливки ствола, но у Левенсона это какая-то смесь эпокситок. До мундштука можно не доводить, но тогда размеры его нужно аккуратно подогнать. Деревянные флейты покрываются лаком <i>urushi</i>, который имеет свойство твердеть в присутствии влаги. Это покрытие делает звук более чётким.
2 Komuso<br><br>Да, судя по диапазону и по возможностям, инструмент интересный заинтригован!).<br>Как я понял, в идеале, ствол должен иметь конусность. <br>Не задавался вопросом, на что это влияет? На диапазон, звук или исполнительские возможности (бендинг, стабильность, лёгкость игры)?<br>Ты сейчас, как я понял, играешь уже не на самопале?<br>И ещё, они делаются только со строем - пентатоника или и другие <br>варианты настройки существуют?<br><br>Вот, сейчас держу в руках кусок ПХВ трубы 16,5-26-590мм. Как думаешь, стоит попробовать испортить , или будет сплошное разочарование? Смогу получить представление о возможностях <br>инструмента?
2 Starper<br><br>Я пробовал играть на блокфлейте, китайской Ди, стеклянной поперечке (Hall flute), флейте американских индейцев, южноамериканской кене, пан-флейте, индейской Хопи, индийской бансури, египетской Ней и ещё нескольких инструментах... Лучше сякухати я пока ничего не нашёл. Меня она привлекает не столько звуком, сколько своими возможностями менять тембр звука от ветренно-грязного шипящего до пронзительного резкого, даже раздваивающегося на две октавы... Говорят, сякухати сочетает в себе все звуки земли (при определённом мастерстве, конечно).<br><br>Да, ствол немного конусный. Это влияет на качество звука, его стабильность, качество второй и, особенно, третей октавы. Бендинг тоже... на хорошей флейте я гну звук на 1.5 тона вниз, на не очень хорошей - 1 тон или того меньше. Есть флейты, где при усилении потока воздуха звук или срывается на верхнюю октаву, или раздваивается, или теряется. А есть инструменты, где звук просто усиливается, не теряясь. Мне пришлось играть (но не купить ;о((((( .... )на флейте за $12,500. Разница чувствуется сразу...<br><a href=http://reibo.org/Shigemi_1.8/>http://re ... br>Самопал мне помог научиться выдувать звук, бенды, получить представление об инструменте. Далее я погнался за качеством звука и тембром. Тембр важен для игры медитативной музыки, в которой может быть всего 30-40 нот, но зато качество переливов звука оттачивается всю жизнь. Ни на какой другой флейте эту музыку сыграть просто невозможно. Цилиндрический самопал позволит меньше играть с тембром, если не отлить канал из чего-то типа эпокситки. С другой стороны, обычная музыка может быть сыграна легко на самопале.<br><br>Пентатоника - традиционный строй, хотя современные изготовители делают 7-дырочные хроматические сякухати. Я не пробовал на них играть. Говорят, легче для игры западной музыки, но я и на своей не страдаю...<br><br>Что касается стоит или нет... Это тебе придётся решить самому :о) Да, из трубы можно сделать хороший играющий инструмент и играть на нём... Мой самопал до сих пор лежит рядом со мной на полке и прекрасно играет. Только вот учиться играть на этой флейте - как учиться ездить на 1-колёсном велосипеде. Пару месяцев затратишь, чтобы получить стабильный звук, потом лет 10 будешь оттачивать его качество... По трудности освоения сякухати уступает, пожалуй, только египетской Ней. Делая самопал, я, в принципе, уже знал, что во что бы то ни стало, хочу научиться играть на сякухати.<br><br>Вот тут я положил отрывок из произведения "Время стояло неподвижно" в исполнении Райли Ли. С него началось моё увлечение сякухати <a href=http://www.shoudao.com/usa/music/Time_S ... ill.mp3</a> - 2.5МВ - слушать на свой риск!
Вот ещё пара отрывков:<br><a href=http://www.shoudao.com/usa/music/Flower ... wer.mp3</a> - "Цветок" в исполнении Масаказу Йошизавы - 1.2 МВ<br><br>А это композиция "Смеющаяся вода" (391 КВ) с использованием флейты американских индейцев. После прослушивания этого диска ("Meditation: Native American Flute") я начал играть и на ней :о)))<br><a href=http://www.shoudao.com/usa/music/Laughi ... ter.mp3</a>
2 Komuso<br><br>Большое спасибо за информацию, а то с моим аглицким трудновато разобраться в нюансах, а на русском практически нет ничего по этой экзотике. А тут, можно сказать, из первых рук. <br><br><i>Самопал мне помог научиться выдувать звук, бенды, получить представление об инструменте. </i><br><br>Тоже начну с этого.<br><br><i>Что касается стоит или нет... Это тебе придётся решить самому :о)</i><br><br>Задавая вопрос, я больше хотел узнать, получится ли что нибудь путное из трубы тех размеров которые я привёл, или надо подобрать другую?<br><br>Начали роится всякие мысли по поводу способов придания конусности трубе - от термических до механических:)<br><br>А треки приведённые тобой, ночью обязательно качну (дешевле в два раза:)).<br><br><div class=off>Зацепило!!!<br>Наверно ещё буду доставать тебя дурцкими вопросами по мере изготовления, освоения:)</div>
2 Starper<br><br><i>Задавая вопрос, я больше хотел узнать, получится ли что нибудь путное из трубы тех размеров которые я привёл, или надо подобрать другую?</i><br><br>Я бы сказал, что 20мм внутренний диаметр работает лучше всего +/- пару мм
Вот немного мыслей по поводу флейты:<br><a href=http://www.shoudao.com/usa/MusicRus.htm ... r>Сякухати бывают и такие:<br><a href=http://www.shoudao.com/usa/pics.htm>htt ... <br>Вообще, есть задумка сделать обучающий сайт по сякухати на русском. А это положенное начало <br><a href=http://www.shoudao.com/usa/Musicians.ht ... ans.htm</a>
2 Komuso<br>А кену (Quena) пробовал.<br><a href=http://www.fippless.org/Quena>http://ww ... ena</a><br> Наверно родственнна сякуати?<br>Может имеет смысл с неё начать. Вроде попроще в изготовлении.<br><a href=http://www.fippless.org/Quena>http://ww ... </a><br><a href=http://www.fippless.org/Quena>http://ww ... a</a><br>А играют кажется так же.
2 Starper<br>Кена тоже играет неплохо... , но она не позволяет играть с тембром и бендами так, как это делает сякухати.<br>Да, она намного проще и, соответственно, намнооооооого дешевле :о)<br>Пожалуй, она немного проще для освоения, чем сякухати. Можешь попробовать
Вот ещё ссылка по изготовлению сякухати из трубы<br><a href=http://www.fides.dti.ne.jp/~sogawa/engl ... r>довольно понятно в картинках
2 Komuso<br>Мне принесли кусок бамбука. Общая длина 105см от узла до узла. Состоит из четырёх примерно одинковых колен ~по 27см. Внутренний диаметр внизу ~20мм, вверху ~ на 1мм меньше - почти цилиндр. Толщина стенки ~3-3,5мм. <br>Вот смотрю на него и пока не решил, как с ним бороться. Если есть какието мысли, выслушаю с интересом и благодарностью. Не решаюсь взяться за пилу, хотя руки чешутся . Для зафуно толстовата, а вот для shakuhachi наверно в самй раз, хотя практически цилиндрическая форма заставляет задуматься.<br>Жалко будет испортить. Для начала наверно лучше на водопроводной трубе попрактиковаться? Ещё боюсь с настройкой пролететь из-за неумения играть. У меня такая фигня с бамбуковым зафуном получилась. Пришлось перестраивать, а не всё на бамбуке вернёшь взад:) - из болйшой дырки меньше сделать проблематично, не говоря уже если не на том месте.
2 Starper<br><br>Можешь попробовать на трубе сначала, чтобы руку поднабить.<br><br>Вот тут <a href=http://www.navaching.com/shaku/magic.ht ... ic.html</a> лежит набор формул зависимости длины флейты от её диаметра<br><br>Расположение отверстий (это из книги):<br>Нижнее отверстие (дальнее от мундштука) - номер 1<br>Ближнее отверстие (с обратной стороны) - номер 5<br><br>Расстояние снизу до первого отверстия = 12 * (Длина флейты) / 54.5см<br>Расстояние между отверстиями = 5.4 * (Длина флейты) / 54.5см<br>Расстояние от отверстия 4 до отверстия 5 = 3.6 * (Длина флейты) / 54.5см<br><br>Делать стоит по одному отверстию. Любое отверстие после просверливания нужно настроить, распиливая его или добавляя эпокситку. Перед тем, как сверлить бамбук, его лучше обвязать и наклеить липкую ленту. Многие изготовители отверстия прожигают металлическим шомполом для предотвращения раскалывания бамбука.<br><br>Настроечный тюнер для сякухати, окарины и ещё пары инструментов можно скачать тут <a href=http://www1.ocn.ne.jp/~tuner/tuner_e.ht ... ><br><br>У меня есть англоязычное руководство по изготовлению, фактически, скан моей книги. Весит порядка 6.5 МВ<br>Если нужно, выложу...
Спасибо!<br>Будем пробовать. А книгу, если в ней тоже что в PDF , на который ты давал ссылку выше, нет смысла выкладывать.<br><br>А вообще, при работе с бамбуком довольно хлопотно высверливать и рзглаживать узлы в середине ствола - гораздо сложнее, чем дырки ковырять, ИМХО. (Столкнулся когда делал зафун и американскую флейту).<br><br><div class=off>Вот если бы ты перевёл этот PDF и выложил у себя на сайте, это былобы круто </div>
В книге описано поэтапное изготовление бамбуковой сякухати с фотографиями.<br>Я буду делать секцию по изготовлению на сайте... только вот время... :-/
Начинаю новый сайт о сякухати<br><a href=http://www.shaku-rus.com/>http://www.sh ... редложения принимаются... Всё пока в стадии закладки, поэтому даже здоровую критику по поводу оформления не принимаю :о)))))))))))))
Содержание - оглавления выглядят вкусно <br>А из пожеланий - для начала<br>1. Дать хрошую (не заумную инфу самодельщикам) для реального изготовления инструмента начального уровня.<br>2. Подумать о форуме.<br><br>Ну а самое главное, желаю скорейшего развития сайта!<br>Удачи!!!<br><br>А по поводу упомянутой тобой книги.- Я такой файл на мыло принять не смогу, а вот если бы ты её куда нибудь выложил (а может у себя на сайте) в пару-тройку подходов потихоньку перекачал бы.
Выложить не проблема<br>Я могу попробовать его разбить на, скажем, 1МВ файлы<br><br>Спасибо за наводку. Насчёт форума пока не знаю, а вот по изготовлению инфу подготовлю. Единственно, подскажи, можно ли в России найти полихлорвиниловую (или что-то подобное) трубу 20мм внутренний диаметр и 3 мм стенки? Как насчёт соединителя для такой трубы? Реально помогла бы инфа с конкретной информацией о таком продукте.
Если выложишь книгу, то разбивать не надо. После полуночи, я думаю, смогу скачать за один раз (после полуночи у провайдера есть льготный час). <br>Если не форум то для начала и гостевой книги хватит, где можно будет как-никак общаться, вопросы задавать, отвечать.<br>По поводу труб: Я видел вот такие трубы <br><a href=http://titan.quantumart.com/egoplast/de ... l</a><br>и фурнитуру к ним разных размеров. В частности PN20 в Ростове точно есть. У них стенка потолще чем 3мм. Я из них делал пару зафунов.<br>Вроде и с более тонкой стенкой есть, но не везде - если задаться целью я думаю можно найти, но толстостенные более доступны.<br>Сейчас, когда ты задал вопрос, поднял инфу и оказалось, что это не ПВХ, а полипропилен. PPR-TIP3 PN20.<br>Думаю и в других городах можно найти такие трубы т.к. последнее время очень популярны при ремонте водопровода. Правда их сейчас несколько потеснили металлопластиковые. Последние трёхслойные - пластик-металл-пластик, думаю менее пригодны для дудок.