[Теория] Блюзовый квадрат

Обсуждение гармошек и того что и как с ними делать.
Ответить
Martin_a_k
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Пн май 09, 2005 6:02 pm
Откуда: Запорожье

[Теория] Блюзовый квадрат

Сообщение Martin_a_k » Вс май 22, 2005 6:23 pm

Люди, обьясните пожалуйста что такое "блюзовый квадрат" или дайте ссылку на теорию блюза (только не историю), а то сам что-то не могу разобраться, а поиск по форуму ничего не дал. Спасибо!
Аватара пользователя
Rocky G
Сообщения: 1320
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2004 12:50 am
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Сообщение Rocky G » Вс май 22, 2005 7:00 pm

Посмотри упражнения Стива Бекера...
Транзитом по жизни до конечной...
Martin_a_k
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Пн май 09, 2005 6:02 pm
Откуда: Запорожье

Сообщение Martin_a_k » Вс май 22, 2005 7:09 pm

Роки, я смотрел (и не только смотрел) упражнения, собственно оттуда про этот самый квадрат и узнал. Получается что этот квадрат - просто последовательность ликов? Почему же тогда "квадрат"?
Аватара пользователя
Junior
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: Вт фев 04, 2003 9:01 pm
Откуда: Москва

Сообщение Junior » Вс май 22, 2005 8:11 pm

Блюзовый квадрат - это традиционная последовательность аккордов в блюзе. Квадрат = куплет. Играются, стало быть, традиционные ноты с некоторыми вариациями.

Скажем, если мажорный ля квадрат на 12 тактов, то аккорды такие:
A, A (или D), A, A
D, D, A, A
E, D, A, E

Соотношения сохраняются и для других нот. Играются те же ступени, просто от другой ноты. Например, в ми будет:
E, E (или A), E, E
A, A, E, E
B, A, E, B

И так далее.
Только взял боец гитару, сразу видно - гармонист.
Martin_a_k
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Пн май 09, 2005 6:02 pm
Откуда: Запорожье

Сообщение Martin_a_k » Вс май 22, 2005 9:16 pm

Спасибо большое :) , теперь все намного понятней!
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Пн май 23, 2005 9:58 am

В дополнение к сказанному, советую прочитать статейку
Обыгрывание последовательности аккордов.
http://harmonica.ru/study/theory/play_in_chords/
"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)
Bamse
Сообщения: 75
Зарегистрирован: Сб дек 27, 2003 7:37 am
Откуда: Владивосток

Сообщение Bamse » Пн май 23, 2005 12:56 pm

http://bestseller.yaroslavl.ru/articles ... heory.html

Лучшая статья на эту тему. Необходимый, а иногда и достаточный минимум.
Hohner Blues Harp (C)
Stray Cat
Сообщения: 23
Зарегистрирован: Пн май 09, 2005 11:05 am

Сообщение Stray Cat » Пн май 23, 2005 6:40 pm

Как гитарист я эту штуку знаю...В общем берется гамма и из нее выбираются 1, 4 и 5 ступени...то есть в до мажоре из нот C D E F G A B
берется C , F и G...Потом играешь 12 тактов(так и называется-блюз в 12 тактов) септаккорды с этими нотами в основании и в последовательности 4 раза первая ступень, 2 раза четвертая 2 раза первая, пятая, четвертая первая и пятая.В сумме двенадцать...Надеюсь я немного прояснил ситуацию а не запутал все еще сильнее
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Вт май 24, 2005 10:37 am

Bamse писал(а):http://bestseller.yaroslavl.ru/articles ... heory.html

Лучшая статья на эту тему. Необходимый, а иногда и достаточный минимум.
Спасибо за линк.
Всем начинающимм рекомендую прочитать, что там написано про освоение губной гармошки. Все очень по делу.
http://bestseller.yaroslavl.ru/articles/harmonica/


Особенно расстроило, как он описывал, что пытался сложить губы трубочкой и попадать маленькой дырочкой в отверстия гармошки.
Так к сожалению и написано у нас в разделе Теория.
Такая же фигня с загибанием воздушной струи при исполнении бенда.
Мы всем в форуме объяснеям, как надо извлекать одиночные ноты, и как делать бенд, а в теории на сайте при этом написано некорректно.
"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)
HappyHilmor
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Пт окт 07, 2005 11:46 am

Сообщение HappyHilmor » Пт окт 07, 2005 1:00 pm

:idea:
Ткните носом, пжста, кде в форуме ремарки по поводу "извлечения одиночных нот" и "загибания воздушной струи", которые проясняют неточности из раздела теории.
Аватара пользователя
Rocky G
Сообщения: 1320
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2004 12:50 am
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Сообщение Rocky G » Пт окт 07, 2005 7:54 pm

HappyHilmor писал(а)::idea:
Ткните носом, пжста, кде в форуме ремарки по поводу "извлечения одиночных нот" и "загибания воздушной струи", которые проясняют неточности из раздела теории.
Тыкнись в поиск! :)
Транзитом по жизни до конечной...
HappyHilmor
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Пт окт 07, 2005 11:46 am

Сообщение HappyHilmor » Пн окт 17, 2005 12:07 pm

чет не ищется...
:( подскажите хоть по каким фразам искать.
Аватара пользователя
Тима
Сообщения: 375
Зарегистрирован: Ср июл 13, 2005 6:29 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Тима » Пн окт 17, 2005 8:02 pm

Еще по поводу квадрата, можт поможет.
Играется сама тональность (до мажор, к примеру), субдоминантовая тональность (или хотя бы трезвучие, как удобно, на 4ой ступени, то есть фа мажор) и доминантовая тональность (5 ступень - соль мажор). Последовательность ступеней вроде такая: 1,4,1,5,4,1,5(нижняя),1.
Блюзовым квадратом эта фишка, по-видимому, называется лишь из-за последовательности ступеней и все. По 1,4 и 5 ступеням строится большинство музыки со времен её осмысленного существования.
губной пианист
Аватара пользователя
Rocky G
Сообщения: 1320
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2004 12:50 am
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Сообщение Rocky G » Пн окт 17, 2005 8:27 pm

По 1,4 и 5 ступеням строится большинство музыки со времен её осмысленного существования.
Оригинальная мысль...
Транзитом по жизни до конечной...
Аватара пользователя
Тима
Сообщения: 375
Зарегистрирован: Ср июл 13, 2005 6:29 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Тима » Вт окт 18, 2005 2:24 pm

Да ну не оригинальная. Я просто еще не беру переходы в параллельную тональность и всякие аккордовые разрешения. Скорее оригинальной будет мелодия, не построенная по этим принципам.
губной пианист
Аватара пользователя
Rocky G
Сообщения: 1320
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2004 12:50 am
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Сообщение Rocky G » Вт окт 18, 2005 7:05 pm

По мне, так большенство мелодий написано либо на три блатных, либо на пять гениральских аккорда...
Транзитом по жизни до конечной...
Аватара пользователя
Тима
Сообщения: 375
Зарегистрирован: Ср июл 13, 2005 6:29 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Тима » Вт окт 18, 2005 10:42 pm

пять гениральских аккорда...
А это что такое? Гимны, шо ль, или марши какие?
губной пианист
Аватара пользователя
Rocky G
Сообщения: 1320
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2004 12:50 am
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Сообщение Rocky G » Вт окт 18, 2005 11:54 pm

Не, это типа Am Dm G C E...
Транзитом по жизни до конечной...
Аватара пользователя
Gidra
Сообщения: 157
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Gidra » Пн окт 24, 2005 2:09 pm

http://en.wikipedia.org/wiki/Refrain
Может быть
From Wikipedia, the free encyclopedia.
Jump to: navigation, search
A refrain (from the Old French refraindre "to repeat," likely from Vulgar Latin refringere) is the line or lines that are repeated in music or in verse; the "chorus" of a song. Poetic fixed forms that feature refrains include the villanelle, the virelay, and the sestina.

The use of refrains is particularly associated with popular music, especially rock and roll, where the verse-chorus-verse song structure typically places a refrain in almost every song. The refrain or chorus often sharply contrasts the verse melodically, rhythmically, and harmonically, and assumes a higher level of dynamics and activity, often with added instrumentation. Chorus form, or strophic form, is a sectional and/or additive way of structuring a piece of music based on the repetition of one formal section or block played repeatedly. See also verse-chorus form.

In music, a refrain has two parts: the lyrics of the song, and the melody. Sometimes refrains vary their words slightly when repeated; recognisability is given to the refrain by the fact that it is always sung to the same tune, and the rhymes, if present, are preserved despite the variations of the words. Such a refrain is featured in "The Star-Spangled Banner," which contains a refrain which is introduced by a different phrase in each verse, but which always ends:

. . . does that Star Spangled Banner yet wave
O'er the land of the free, and the home of the brave?
A similar refrain is found in the "Battle Hymn of the Republic," which affirms in successive verses that "Our God," or "His Truth." is "marching on."

Refrains usually, but do not always, come at the end of the verse. Some songs, especially ballads, incorporate refrains into each verse. For example, one version of the traditional ballad The Cruel Sister includes a refrain mid-verse:

There lived a lady by the North Sea shore,
Lay the bent to the bonny broom
Two daughters were the babes she bore.
Fa la la &c.
As one grew bright as is the sun,
Lay the bent to the bonny broom
So coal black grew the other one.
Fa la la &c.
. . .
Here, the refrain is syntactically independent of the narrative poem in the song, and has no obvious relationship to its subject, and indeed little inherent meaning at all. The device can also convey material which relates to the subject of the poem. Such a refrain is found in Dante Gabriel Rossetti's Troy Town:

Heavenborn Helen, Sparta's queen,
O Troy Town!
Had two breasts of heavenly sheen,
The sun and moon of the heart's desire:
All Love's lordship lay between,
O Troy's down,
Tall Troy's on fire!
. . .
Knowledge is freedom and ignorance is slavery !
серый
Сообщения: 93
Зарегистрирован: Чт дек 26, 2002 3:00 am
Откуда: Новгород Великий

Сообщение серый » Пт ноя 11, 2005 5:36 pm

Site is extremely intriguing but the quote seems to be out of line. What is it here for? The matter is about blues structure, not the general principles.
Аватара пользователя
Тима
Сообщения: 375
Зарегистрирован: Ср июл 13, 2005 6:29 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Тима » Сб ноя 12, 2005 7:02 pm

Да не, если все же там было сказано про общие муз. принципы (уж в лом было переводить), то это по теме, т.к. мы до этого как раз сравнили блюзовый квадрат (а именно строение мелодий по 1, 4 и 5 ступеням тональности) с общим строением музыки.
губной пианист
Аватара пользователя
Алекс
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Вс фев 13, 2005 7:40 pm
Откуда: Казань
Контактная информация:

Сообщение Алекс » Чт ноя 17, 2005 12:15 am

ну вы загнули!
Блюзовый квадрат это в первую очередь три предложения
A : I7 четыре такта
A : IV7 2такта I7 2такта
B : V7 IV7 I7 V7 по одному такту на аккорд

получаем 12 тактов. Это основная сХема, которая иногда дополняется, чтобы придать подвижность.
как правило поется один и тот же текст на первые 8 тактов, то есть повторяется первая строчка куплета, а третья строка как бы вывод
на гитаре удобно играть септаккорды и всякие 9 и 13, пальцы не надо двигать :)
Как раз из-за септаккодов 2 позиция идеально подходит для этого квадрата.
12 тактов это непривычно с точки зрения другой музыки.
Обычно в квадратах разных песен и классической музыки 8, 16, 32 или 64 такта. то есть счет на 8
а "гениральские" аккорды ( забавно)- это просто квиновый круг, то есть наиболее благозвучное разрешение аккордов
на сайте Harp On! в разделе теория есть универсальная схема.
можно даже сочинять песни с ее помощью :P
Есть много блюзов на один аккорд или постоянный рифф
например mourning in the morning или песни bo didley, Animals и др.
http://vkontakte.ru/club7306734 - DOCTOR MAGER
http://diminishedharmonica.blogspot.com/ - блог о диминишд гармошке
Аватара пользователя
Linuxoid
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт сен 22, 2009 2:04 am
Откуда: Владивосток
Контактная информация:

Re: [Теория] Блюзовый квадрат

Сообщение Linuxoid » Вс дек 13, 2009 12:39 pm

Очень полезная тема! Как раз искал инфу про "блюзовый квадрат". Нашел еще историческую справку по данному вопросу:

12 тактов появились из-за трехчастной поэтической формы. Запевающий пел поэтическую строку не длиннее двух тактов, затем, на следующие два такта все остальные (хор) ее повторяли, следующие четыре такта повторяли всю эту конструкцию за исключением смены гармонии на фразу запевающего. Поэтому, оставаясь по тексту и ритмике неизменной, фраза претерпевала ступенные изменения (по слуху запевалы), что вносило разнообразие. Итак, 8 тактов - четыре одинаковых строки.

Далее шла фраза, продолжающая мысль, либо вывод, рифмованная с первой. В последних двух тактах хор повторял либо эту фразу, но на тоническую основу, либо как обычно - первую. В последнем такте обыгрывалась доминанта для входа в новый квадрат.

Одна простая фраза может звучать пять раз за квадрат. Подпевать очень удобно, даже не зная текста - просто повторять за запевалой. Однообразие никого не смущало, эстетическая задача была не самой важной, зато - коллективное действо. Тема выбиралась всем близкая (типа "убили негра"), чтобы душа развернулась, затосковала и просветлилась.

Безусловно, в форме, вопрос-ответных структурах и мелодике сущесвовало разнообразие, каждый выдающицся блюз узнаваем. Например, хор мог петь только одну свою фразу в качестве ответа запевающему ("Вниз по реке" - Down by The River Side), а мог подхватывать хвосты фраз солиста (Let My People Go). Наконец, блюз мог быть сольным, тогда строка могла быть и на три такта длиной. Вот пример такого блюза:

Я зари боюсь, (пауза) и ненавижу ночь (хор может ответить: "Ненавижу ночь")
Зари боюсь, (пауза) (далее все вместе) и ненавижу ночь.
Милого нету (пауза) он уехал прочь (хор может повторить: "Он уехал прочь").
(Следующий квадрат)
Он в Сан-Франциско (пауза) целует губки прекрасных дам. (хор молчит)
Он в Сан-Франциско (пауза) (далее вместе) целует губки прекрасных дам.
Где, где мой милый (пауза) (а хор отвечает) ОН УЕХАЛ ПРОЧЬ.
Marine Band (G, A, C), Tombo S-50, HC-06, LU-11
http://www.youtube.ru/user/LinuxMusic
Аватара пользователя
Linuxoid
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт сен 22, 2009 2:04 am
Откуда: Владивосток
Контактная информация:

Re: [Теория] Блюзовый квадрат

Сообщение Linuxoid » Вс дек 13, 2009 12:56 pm

Возник еще вопрос по заполнению этого самого "квадрата". В книжице Дэвида Барретта предлагается следующая схема: блюзовую последовательность делим на кусочки по 8 тактов, для каждого кусочка ставится риф - основной, либо заполняющий, либо риф перехода. При этом используются "двусоставные" лики, т.е. каждый - на 8 тактов.

Всегда ли квадрат заполняется полностью?
Это единственная схема заполнения квадрата или можно как-то иначе?
Marine Band (G, A, C), Tombo S-50, HC-06, LU-11
http://www.youtube.ru/user/LinuxMusic
Аватара пользователя
MiracleFoxx
Сообщения: 1337
Зарегистрирован: Пн июн 15, 2009 2:57 am
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: [Теория] Блюзовый квадрат

Сообщение MiracleFoxx » Вс дек 13, 2009 1:47 pm

"Блюзовый квадрат это такой треугольник который идет по кругу" :D
Аватара пользователя
Мой Повелитель
Сообщения: 3817
Зарегистрирован: Сб янв 20, 2007 10:32 pm
Откуда: Ivanteevka city
Контактная информация:

Re: [Теория] Блюзовый квадрат

Сообщение Мой Повелитель » Вс дек 13, 2009 4:01 pm

блюзовую последовательность делим на кусочки по 8 тактов, для каждого кусочка ставится риф - основной, либо заполняющий, либо риф перехода. При этом используются "двусоставные" лики, т.е. каждый - на 8 тактов
Как 12 тактов разделить на части по 8 тактов? Двухсоставный лик, каждый по 8 тактов, итого 16 тактов? Есть квадрат на 8 тактов. Еще есть совет играть лик сразу на 2 такта. Не понятно про что написано.
Не спросишь, не узнаешь.
Май мъюзик http://www.realmusic.ru/virtue/
Аватара пользователя
Momus
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Ср авг 27, 2008 12:54 am
Откуда: Санкт-Петербург

Re: [Теория] Блюзовый квадрат

Сообщение Momus » Вс дек 13, 2009 4:39 pm

Вот Adam Gussow об этом рассказывает:
http://www.youtube.com/watch?v=ICbLTZu5alY
Аватара пользователя
Linuxoid
Сообщения: 1405
Зарегистрирован: Вт сен 22, 2009 2:04 am
Откуда: Владивосток
Контактная информация:

Re: [Теория] Блюзовый квадрат

Сообщение Linuxoid » Вс дек 13, 2009 5:09 pm

Да, ерунду написал [чешет затылок]... Попробуем еще раз...

Вот схемка. В квадрате получается 6 частей, каждая заполняется двусоставным ликом.

Всегда ли квадрат заполняется полностью?
Это единственная схема заполнения квадрата или можно как-то иначе?

Спасибо, Momus! Поглядим.
Вложения
Схема заполнения блюзового квадрата.
Схема заполнения блюзового квадрата.
blues_cycle.jpg (35.17 КБ) 18059 просмотров
Marine Band (G, A, C), Tombo S-50, HC-06, LU-11
http://www.youtube.ru/user/LinuxMusic
Аватара пользователя
Мой Повелитель
Сообщения: 3817
Зарегистрирован: Сб янв 20, 2007 10:32 pm
Откуда: Ivanteevka city
Контактная информация:

Re: [Теория] Блюзовый квадрат

Сообщение Мой Повелитель » Вс дек 13, 2009 5:53 pm

6 частей, по 2 такта, получается 12 тактовый квадрат. Надо ли заполнять все пространство квардата своей игрой? Как хочешь, включи минусовку и тренируйся. Импровизация это не обыгрывание аккордов рифами ради обыгрывании. Я за то, чтобы строить мелодию или хотя бы ритм.
Не спросишь, не узнаешь.
Май мъюзик http://www.realmusic.ru/virtue/
Ответить