sarman писал(а):А вообще, зачем он нужен - этот овер на первой? Покажите залихватскую тему, где его можно послушать, проанализировать и отработать вместо того, чтобы взять другую гармошку! О=)
Пожалуй, это самый главный вопрос. Тут каждый для себя решает сам, как вообще и то, использовать овербенды или нет. Для меня сейчас "залихватская тема" с овером на первой - это блюзовый лад в тональности С на гармонике тоже в С, т. е. в первой позиции. Там как раз пониженная третья ступень будет Eb, он же овер на первом отверстии. Вообще это уже относится к джазовой импровизации, где нужны все ноты. И если джаз не нужен, а нужен, например, только блюз во второй позиции, то овера на первом можно избежать совсем. Да, кстати, думаю, что менять гармошки для различных частей музыкальной пьесы - это в принципе хорошо, но, положим, если в блюзе в тональности G аккорд C7 звучит только два такта и для его обыгрывания нужен блюзовый лад в C, то смена гармоники - это весьма неудобно.
Касательно гепов. У меня они очень малы для обоих язычков. Когда я только начал играть оверы, я старался играть как можно мягче, т. е. атака не такая сильная, как с большими гепами.
Положение гармоники во рту на звук, конечно, влияет, напряжение губ тоже. Я не знаю, какая там точно связь. Да и мне и лень это точно выяснять. Я в блоге написал некие соображения, почему может быть так или иначе. Ну, например, напряжение губ влияет на высоту оверблоу не потому, что напрягаются губы (крышки - это не трость на саксе, им все равно, как ты ее сдавливаешь), а потому что это напряжение ведет за собой напряжение мышц горла, соответственно, воздух начинает входить в гармонику с большим давлением, высота тона повышается. И тому подобное.
То, что ты пишешь про активное шевеление языком, я практически не использую. Точнее, я как-то не задумывался, что я использую. Я прижимаю язык к нижнему небу, челюсть немного движется вверх, объем воздуха во рту уменьшается. Еще я где-то писал, что можно щеки втягивать в себя. Это дает аналогичный эффект. При этом надо немного добавить давления воздуха, что называется, "передуть". Т. е. ты уже не дышишь через гармонику, а немного вдавливаешь в нее воздух.
ЗЫ. Я бы не стал всем этим заниматься, если бы это было очень уж трудно. Говорю, полгода назад, оверблоу на 1 - это было адское мучение, но сейчас после того, как чуть лучше стал кастомизировать, чуть лучше стал играть другие передувы, стал получше получаться и передув на первом. Я думаю, что мне достаточно будет одной недели, чтобы научиться брать его без особых проблем, еще пару недель нужны, чтобы научиться играть блюзовый лад с ним. А потом трудно сказать, сколько времени потребуется, чтобы он нормально зазвучал в музыке. Например, у меня пока и передувы на 4, 5, 6 не всегда получаются. Но это уж зависит от того, как много использовать в игре.