Музыкальная грамота

Обсуждение игры на блюзовой диатонике.
Ответить
Friend
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Вс май 07, 2006 12:13 am

Музыкальная грамота

Сообщение Friend » Вс май 07, 2006 6:47 pm

Всем привет :)
Я играю на гормошке недели три, в принципе уже играю простые но прикольные мелодии, бенды вроде тоже асилил :) Так вот, всё что я играл я играл по табам, но по ним играть как-то не очень интересно, как будто играю по трафарету. И вот мне интересно есть ли в интернете ресурсы по музыкальной грамоте, которые помогли бы освоить грамотную импровизацию блюза.
Я учусь играть по книжке самоучителю "блюз на губной гармошке" от Смолина, там впринципе всё на эту тему написано, но у меня не хватает для той информации муз грамоты, всё что я знаю это ноты и их расположение, а вот интервалы это для меня что-то недостяжимое.
Заранее спасибо за ответ.
Аватара пользователя
iDem
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт май 05, 2005 8:15 pm
Откуда: Томск
Контактная информация:

Сообщение iDem » Вс май 07, 2006 6:57 pm

Я сам около года самостоятельно учился играть на баяне, вроде результатов добился, которых хотел, военные песни прям такие, ах :D Я по Бажилину и как на баяне научился играть ну и нотную грамотность там изучил, сейчас этого хватает :)
Аватара пользователя
Lizard~
Сообщения: 159
Зарегистрирован: Пт янв 28, 2005 12:57 pm
Откуда: Тольятти

Re: Музыкальная грамота

Сообщение Lizard~ » Вс май 07, 2006 7:30 pm

Friend писал(а):..Я играю на гормошке недели три.. бенды вроде тоже асилил :)
Ну и прогресс у людей... Бенды за три недели. Давай делись опытом как и что. Явно какой-то неизвестный широкой общественности "экспресс" метод. :wink:
"Knowledge itself is power"
F.Bacon
Аватара пользователя
iDem
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт май 05, 2005 8:15 pm
Откуда: Томск
Контактная информация:

Сообщение iDem » Вс май 07, 2006 7:43 pm

На 2 дырке у меня бенд с первой минуты получился :D
Friend
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Вс май 07, 2006 12:13 am

Re: Музыкальная грамота

Сообщение Friend » Вс май 07, 2006 7:46 pm

Lizard~ писал(а): Ну и прогресс у людей... Бенды за три недели. Давай делись опытом как и что. Явно какой-то неизвестный широкой общественности "экспресс" метод. :wink:
Да вроде делал всё как тут на сайте написано :)
Но конечно бенды на тон-полтора на 3 отверстии всё ещё хромают.
И всё таки хотелось бы услышать ответ о нотной грамоте :wink:
Братец Кролик
Сообщения: 171
Зарегистрирован: Вс сен 18, 2005 10:01 pm
Откуда: Петрозаводск

Сообщение Братец Кролик » Вс май 07, 2006 8:36 pm

Да, хороший вопрос. Boozzy и Nirko выкладывали ссылки. В одной так сказать "базовая" музыкальная грамота, в другой - блюзовая. Вероятно, есть в сети еще информация.

http://forum.harmonica.ru/viewtopic.php ... 36097ae1ce

http://harmonicast.libsyn.com/

Кстати, о бендах: вот что написано на сайте "Издательство Петрониус "(http://petronius.ru/harm.htm)
Она чарует вас? Вам грезится блистательная судьба блюзмена? Вашего музыкального дара достаточно, чтобы играть с ней на равных? Тогда берите ее, не раздумывая! Для начала можете взять недорогой и неплохой Silver Star, фирмы M.Hohner. Испытайте на нем свою способность to bend notes – буквально, гнуть ноты, самовольно менять высоту и тембр звука. Если вам покровительствует Эол, бог воздушной стихии, обучитесь за два-три дня, максимум – за неделю.
Видимо меня Эол точно не заметил
- Да-а, недетская получается сказка,- сказал Колобок, доедая лисицу!
Аватара пользователя
Rocky G
Сообщения: 1320
Зарегистрирован: Вт авг 31, 2004 12:50 am
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Сообщение Rocky G » Вс май 07, 2006 10:15 pm

Про нотную грамоту здесь http://7not.ru/
Транзитом по жизни до конечной...
Friend
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Вс май 07, 2006 12:13 am

Сообщение Friend » Пн май 08, 2006 4:01 pm

большое спасибо за инфо :D
Аватара пользователя
iDem
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт май 05, 2005 8:15 pm
Откуда: Томск
Контактная информация:

Сообщение iDem » Сб июн 10, 2006 8:45 pm

Л. КУЛАКОВСКИЙ
КАК НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ НОТЫ
(Нотная грамота)
Читать ноты — значит уметь играть или петь по нотам музыкальные произведения (при известной тренировке можно и мысленно представлять себе записанную нотами музыку).
Задача настоящей брошюры — кратко изложить важнейшие понятия и правила, необходимые для чтения нот. Иначе говоря — изложить основы нотной грамоты.
Текст брошюры делится на три раздела: в первом содержатся важнейшие элементарные сведения, необхо¬димые с самого начала изучения нотной грамоты; во втором — дополнительные сведения; третий раздел содержит справочные материалы.
Излагая данный курс, мы ориентировались на наиболее наглядные или наиболее распространенные музыкальные инструменты: фортепьяно, аккордеон, балалайку, мандолину. Описание игры на этих инструментах, конечно, не входило в задачу автора.
Брошюра предназначена для самостоятельного изучения, но может быть использована и в качестве учебного пособия в музыкальных самодеятельных кружках.
скачать книгу http://idem.hotmail.ru/ebook/kulakovskiy.djvu

Сведения о DjVu формате
DjVu - графический формат, оптимизированный для хранения отсканированных документов. В частности он идеально подходит для создания электронных книг. Существует два традиционных способа хранения отсканированной книги: для энтузиастов это распознование (OCR) с последующей подготовкой полноценного текстового электронного документа, менее терпеливые люди выкладывают непосредственно "сканы" - отсканированные картинки, часто собранные в pdf документ. В первом случае требуется чертова прорва работы, во втором получаются файлы размером в десятки и даже сотни мегабайт.
Отныне существует компромисный вариант - перевод отсканированных картинок в формат DjVu (дежа-вю). При этом текст и контрастные рисунки сохраняются с разрешением 300dpi, все остальное считается фоном и сохраняется с пониженным разрешением. Это позволяет хорошо сжать электронный документ без потери его читаемости. Размер файла отсканированной книги оказывается в пределах нескольких мегабайт, что вполне приемлемо.
Особое значение этот формат приобретает для переноса в сеть математической и вообще технической литератуы, где обилие схем и формул делает распознавание и перевод в текстовый формат практически невыполнимым. В настоящее время DjVu становится фактическим стандартом для электронных библиотек технической и научной литературы. Файлы с расширением DjVu, я надеюсь, скоро перестанут быть экзотикой на просторах сети.
(http://www.djvu-inf.narod.ru/)

скачать прогу для просмотра

http://ovh.dl.sourceforge.net/sourcefor ... -0.4.1.exe

если нужен русский

http://ovh.dl.sourceforge.net/sourcefor ... 4.1-RU.dll
san
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Чт май 17, 2007 11:55 pm
Откуда: Москва, вроде

Сообщение san » Вт июл 31, 2007 2:01 pm

А вот сейчас семь нот закрыт. Профилактика, может? А есть еще что-нибудь похожее?
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Ср авг 01, 2007 9:54 am

san писал(а):А вот сейчас семь нот закрыт. Профилактика, может? А есть еще что-нибудь похожее?
Всё работает
http://www.7not.ru/
"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)
S J
Сообщения: 54
Зарегистрирован: Ср май 30, 2007 4:35 pm

Сообщение S J » Ср авг 01, 2007 12:03 pm

Для интересующихся нотной грамотой :)

И.В.Способин "Элементарная теория музыки "

http://rapidshare.com/files/46273749/mu ... y.zip.html

Книга хоть и прошлого века издания ,но все очень внятно и доходчиво :)
Аватара пользователя
romale
Сообщения: 29
Зарегистрирован: Сб фев 16, 2008 1:12 am

Сообщение romale » Пн фев 18, 2008 9:23 am

может не в тему, но не хочу новую создавать...
на сайте есть аккомпонементы на разные тональности.... почему у меня гармошка С , но звуки но подходят к акку в C.. подходят к G. я читал про это в обучение, но там написано просто, что если так то надо так... а есть нормальные обоснования?
Аватара пользователя
gorobets
Сообщения: 2353
Зарегистрирован: Чт май 24, 2007 2:19 pm
Откуда: Кривой Рог
Контактная информация:

Сообщение gorobets » Пн фев 18, 2008 1:53 pm

romale писал(а):может не в тему, но не хочу новую создавать...
на сайте есть аккомпонементы на разные тональности.... почему у меня гармошка С , но звуки но подходят к акку в C.. подходят к G. я читал про это в обучение, но там написано просто, что если так то надо так... а есть нормальные обоснования?
G - это потому, что у С-гармошки вторая позиция (cross-harp), в которой блюзики играются - это тональность G
"Когда щекочете бобра, будьте осторожны." (с) Adam Lennard
Аватара пользователя
romale
Сообщения: 29
Зарегистрирован: Сб фев 16, 2008 1:12 am

Сообщение romale » Пн фев 18, 2008 3:18 pm

gorobets писал(а):
romale писал(а):может не в тему, но не хочу новую создавать...
на сайте есть аккомпонементы на разные тональности.... почему у меня гармошка С , но звуки но подходят к акку в C.. подходят к G. я читал про это в обучение, но там написано просто, что если так то надо так... а есть нормальные обоснования?
G - это потому, что у С-гармошки вторая позиция (cross-harp), в которой блюзики играются - это тональность G
хмм. опять такое же объяснение как и там. g потому что у С......
вы знаете об этом, поэтому вам и понятно..
я же не владею муз грамотой.. и не знаю что за позиции...
неужели никто не может по простому и понятно объяснить про позоции и почему нужно играть в другой тональности чтобы звучало нормально?
Аватара пользователя
gorobets
Сообщения: 2353
Зарегистрирован: Чт май 24, 2007 2:19 pm
Откуда: Кривой Рог
Контактная информация:

Сообщение gorobets » Пн фев 18, 2008 3:46 pm

romale писал(а): хмм. опять такое же объяснение как и там. g потому что у С......
вы знаете об этом, поэтому вам и понятно..
я же не владею муз грамотой.. и не знаю что за позиции...
неужели никто не может по простому и понятно объяснить про позоции и почему нужно играть в другой тональности чтобы звучало нормально?
Все просто - начинаешь играть от второй дырки на вдох. Вторая дырка на вдох - нота соль(G). От нее начинаешь, в нее возвращаещься - это будет основная нота тональности (тоника). Вот тебе и вторая позиция - соль-мажор. Вот весь тебе триумф музыкальной мысли...
"Когда щекочете бобра, будьте осторожны." (с) Adam Lennard
Пряник
Сообщения: 137
Зарегистрирован: Вс май 07, 2006 12:47 pm
Откуда: Москва

Сообщение Пряник » Пн фев 18, 2008 4:07 pm

Уже постил в какой-то теме. romale, вот квинтовый круг. По нему можно определить тональность любой позиции на любой гармошке.
Изображение
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Пн фев 18, 2008 5:29 pm

romale, читай FAQ и теорию на сайте.
Отмазки, что ничего не понимаешь не принимаются. Захочешь, разберешься. Там нет ничего сложного.

http://harmonica.ru/theory/base/positions/
http://harmonica.ru/theory/articles/harp-l_faq/#crs
"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)
Аватара пользователя
Cowboy on the Water
Сообщения: 393
Зарегистрирован: Вс апр 01, 2007 8:25 pm
Откуда: Москва

Сообщение Cowboy on the Water » Пн фев 18, 2008 5:37 pm

Всё более, чем просто. Во второй позиции можно применять множество всяких эффектов, и от этого гармонь звучит как бы интересней что ль. А во второй позиции ноты расположены так, что играть лучше всего под аккомпонемент в Соль, если у тебя гармонь в До. Тональность гармони "судится" по нотам в первой позиции.
Аватара пользователя
romale
Сообщения: 29
Зарегистрирован: Сб фев 16, 2008 1:12 am

Сообщение romale » Пн фев 18, 2008 8:07 pm

спасиб. вроде немного понял
dust
Сообщения: 29
Зарегистрирован: Вс янв 07, 2007 1:24 pm
Откуда: Самара

Сообщение dust » Вт фев 19, 2008 6:51 pm

romale писал(а):спасиб. вроде немного понял
Чтобы ты лучше понял послушай еще и меня)

Тональность что это? Это можно сказать те 7 нот которые используются в данном музыкальном произведении.
В тональности до-мажор ноты такие- до ре ми фа соль ля си
Тональность соль-мажор - соль ля си до ре ми фа-диез
тоесть разница в одной ноте ее надо брать бендом на полтона на 2ой дырке. ну еще есть нюанс что вообще говоря вместо фа-диеза на 5 дырке берут простой фа, изза чего тональность меняется из простого соль-мажора в миксолидийский соль-мажор.
ходим, ходим, че ходим?
Аватара пользователя
romale
Сообщения: 29
Зарегистрирован: Сб фев 16, 2008 1:12 am

Сообщение romale » Сб фев 23, 2008 2:21 am

dust писал(а):
romale писал(а):спасиб. вроде немного понял
Чтобы ты лучше понял послушай еще и меня)

Тональность что это? Это можно сказать те 7 нот которые используются в данном музыкальном произведении.
В тональности до-мажор ноты такие- до ре ми фа соль ля си
Тональность соль-мажор - соль ля си до ре ми фа-диез
тоесть разница в одной ноте ее надо брать бендом на полтона на 2ой дырке. ну еще есть нюанс что вообще говоря вместо фа-диеза на 5 дырке берут простой фа, изза чего тональность меняется из простого соль-мажора в миксолидийский соль-мажор.
хмм. все что ты сказал это конечно хорошо... но вопрос то был в другом.... мол почему гг я купил С, но играть мне нужно под акк в G...
Аватара пользователя
Мой Повелитель
Сообщения: 3817
Зарегистрирован: Сб янв 20, 2007 10:32 pm
Откуда: Ivanteevka city
Контактная информация:

Сообщение Мой Повелитель » Сб фев 23, 2008 11:27 am

На сайте интернет-энциклопедии Википедиа есть раздел музыки где есть все основы, на болеро.ру книг много на эту тему в разделе музыки, от самых основ до становления тональных систем http://www.bolero.ru/catalog-181783.html?period=week там 54 страницы, чтобы что-то найти придет пролистать все, я оттуда заказал компьютер для музыканта и основы теории, еще есть http://www.academia-moscow.ru/catalogue ... ic/?id=360
Не спросишь, не узнаешь.
Май мъюзик http://www.realmusic.ru/virtue/
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Пн фев 25, 2008 5:27 pm

romale писал(а): хмм. все что ты сказал это конечно хорошо... но вопрос то был в другом.... мол почему гг я купил С, но играть мне нужно под акк в G...
Ответ короткий - потому.
Потому что так удобнее, потому, что так легче, потому, что так многие делают.
На самом деле, играть ты можешь в любой тональности на своей С гармошке, но если ты хочешь играть блюз, то удобнее это делать именно во второй позиции. На С гармошке получится в тональности G.
"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Пн фев 25, 2008 5:31 pm

Не хотелось бы представлять на общий суд то, что я еще не доделал, но раз вопрос возник, позволю себе процитировать тут самого себя. Если после этого будет не понятно, я больше даже и не буду пытаться объяснять.


Блюзовый лад образуется путем добавления к минорной пентатонике пониженной пятой ступени, которая называется иногда "блюзовым тоном" или "blue note".
Блюзовый лад, построенный от ноты ДО, будет таким:
Изображение
Если посмотреть на строй гармоники, то видно, что играя в первой позиции (stright harp) в нижней части гармоники мы не сможем сыграть блюзовый лад, т.к. мы не всегда сможем извлечь важную для нас ноту Eb для получения неприрывного блюзового лада.
Изображение
Правда, все "блюзовые" ноты доступны в верхней части гармоники, и ранние исполнители блюза на губной гармонике играли блюз именно в первой позиции и на высоких отверстиях, извлекая блюзовые ступени бендами на выдох. Гармошка при этом звучит очень высоко, а музыкальные фразы получаются при этом довольно писклявыми. Сейчас мало, кто так играет, если только специально не хочет создать колорит и стилизацию довоенного блюза.
Однако, очень быстро было замечено, что если построить блюзовый лад от второго отверстия на вдох (нота СОЛЬ на С гармонике), то мы получим возможность играть блюзовый лад без пропусков и в нижней части гармоники, имея возможность использовать бенды на вдохе для получения нужных блюзовых нот.
Блюзовый лад, построенный от ноты СОЛЬ, будет выглядеть так:
Изображение
Речь идет конечно же о перекрестной игре на гармонике (cross harp), а именно, во второй позиции. Играть блюз во второй позиции оказалось на столько удобно, что почти все исполнители блюза стали использовать 2-ю позицию. На нынешний день, игра во второй позиции является самой популярной и наиболее разработанной среди исполнителей на диатонической гармонике в рихтеровском строе.
Последний раз редактировалось Slava Chernov Вт фев 26, 2008 9:56 am, всего редактировалось 1 раз.
"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)
dust
Сообщения: 29
Зарегистрирован: Вс янв 07, 2007 1:24 pm
Откуда: Самара

Сообщение dust » Пн фев 25, 2008 10:52 pm

а кто знает почему вторая позиция называется перекрестный харп? а первая прямой?
ходим, ходим, че ходим?
Аватара пользователя
hanger
Сообщения: 657
Зарегистрирован: Чт фев 03, 2005 2:36 pm
Откуда: Новосибирск

Сообщение hanger » Вт фев 26, 2008 8:19 am

dust
Это из серии: почему Машу зовут Машей, а не Катей? Или, еще лучше: почему дерево - это дерево, а не цветок, например, если оно it's really a tree.
Очевидно, тональность соответствующая строю гармошки будет носить название straight harp, а любая другая не соответствующая строю - cross harp.

romale
Есть понятие музыкального строя, а есть понятие тональности,- это разные вещи.
Maxx
Сообщения: 98
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 1:31 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Maxx » Ср фев 27, 2008 7:42 am

hanger писал(а):Это из серии: почему Машу зовут Машей, а не Катей? Или, еще лучше: почему дерево - это дерево, а не цветок, например, если оно it's really a tree.
Очевидно, тональность соответствующая строю гармошки будет носить название straight harp, а любая другая не соответствующая строю - cross harp.
У меня тоже возник такой вопрос, как и у dust. А такой ответ не совсем понятен. Наверняка, не просто так взяли и стали использовать слово "cross".

Меня всегда интересовало почему именно так расположены ноты. Поначалу я думал, что это связано как-то с дыханием. В третьей октаве для повышения сперва вдох, затем выдох, во второй выдох-вдох, в первой как во второй. Поэтому с точки зрения дыхания это название больше подходит для третьей октавы и соотвествующим позициям. Так что это версия отметается.

Остановился я на том, что нота G "пересекает" звукоряд, образуя крест. Отсюда и название cross harp.

Правда есть ещё пару вопросов. Внимательно изучав расположение нот заметил, что на выдох повторяются CEF, то есть аккорд из устойчивых звуков. Отсюда вопросы:
1. Что такое усточивый звук? (Поискав ответ нашёл "усточивый звук к которому тяготеют". А как понять "тяготеют"?)
2. Пропуск нот вызван нехваткой дырок? (не считая специального дублирования G). Тогда непонятно, почему 10-дырочные гармошки популярней 12-дырочных.
dust
Сообщения: 29
Зарегистрирован: Вс янв 07, 2007 1:24 pm
Откуда: Самара

Сообщение dust » Ср фев 27, 2008 12:14 pm

Maxx писал(а):
hanger писал(а):
Меня всегда интересовало почему именно так расположены ноты.
я както тоже об этом подумал и додумал до того что:

ноты на гармошке расположены так потомучто задумывалось играть на будут с блокировкой языком, что первые три дырки будут звучат как ритм(аккомпанимент),
Потому что они дают два аккорда:
На выдох До-мажор(1 ступень) на вдох Соль-мажор(5 ступень) эти два аккорда звучат в полном консонансе с друг другом..для этого я так понимаю нота соль и дублирована чтобы получился Соль-мажор на вдох.

а следущие четыре дырки как мелодия. Вот например Сюзанну я именно так и играю. Дырки после 6ой я обычно не использую))) и их предназначение для меня покрыто тайной)

и ни каких бендов товарищ рихтер не предусматривал я думаю) это уже приятный бонус получился..
ходим, ходим, че ходим?
Аватара пользователя
Cowboy on the Water
Сообщения: 393
Зарегистрирован: Вс апр 01, 2007 8:25 pm
Откуда: Москва

Сообщение Cowboy on the Water » Ср фев 27, 2008 1:39 pm

Потому что в 1-й позиции играем "напрямую", в той тональности, что и мелодия, к тому же ноты идут можно сказать подряд по возрастанию, а во второй играем со "смещением" тональности относительно мелодии, и ноты идут не подряд.
Аватара пользователя
iphi
Сообщения: 26
Зарегистрирован: Вс окт 14, 2007 11:14 pm
Откуда: EU

Сообщение iphi » Чт май 29, 2008 1:03 pm

"Не хотелось бы представлять на общий суд то, что я еще не доделал, но раз вопрос возник, позволю себе процитировать тут самого себя. Если после этого будет не понятно, я больше даже и не буду пытаться объяснять..."

очень доходчиво (и с картинкой :-)). спасибо за разъяснение по позициям. а где-то есть это же, но уже "доделанное"? очень ценная информация для меня. ещё раз большое спасибо.

upd: а куда пропала Eb во второй позиции? и как теперь играть блюз??? мама...
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Чт май 29, 2008 6:35 pm

Пока не доделано, т.к. не всегда есть время возиться с материалом, но потихоньку я делаю.
Сроков у меня нет, как сделаю, так и опубликую :-)
"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)
Аватара пользователя
iphi
Сообщения: 26
Зарегистрирован: Вс окт 14, 2007 11:14 pm
Откуда: EU

Сообщение iphi » Чт май 29, 2008 7:07 pm

понял. буду ждать.
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Чт май 29, 2008 10:36 pm

ДА уж, это мне очередной стимул поскорее доделать начатое.
"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)
Ответить