Сообщение
Сергей Рилакс » Вт янв 26, 2010 11:06 pm
Мини-статья от RelaX: «Частоты Джейсона Риччи или кое-что об эквализации губной электрогармоники»
Тема новой статьи – получение на имеющемся у вас оборудовании звука с характером, как у Джейсона Риччи. Надеюсь всем понятно, что звук Джейсона Риччи может получить только сам Джейсон. Поэтому мы и не будем пытаться сделать это на 100%, а лучше попробуем разобраться в принципе(схеме) получения саунда такого типа.
Итак, к делу...Нужен эквалайзер! Чем больше полос у вас на нем, тем гибче будут настройки, это хорошо. Если у вас вдруг даже параметрический экво, то еще лучше. Как можно использовать экво харперу? Вот некоторые варианты:
- бустить весь частотный диапазон
- бустить только низ
- «гасить» верх
- корректировать звучание на определенных частотах
- комбинировать вышеперечисленные и тд...
Фирменные басы Джейсона = хорошее звукоизвлечение/капинг +натуральные басы от проксимити-эффекта микрофона СМ57+искуственные басы от буста низов на педали перед комбо+басы самого комбо. Кроме того, у него еще есть микшер Behringer(я честно говоря удивился), на котором он тоже при необходимости может делать +/- на 80Гц.
Для См57 характерен проксимити эффект примерно на 100Гц. Это дает основу, но ее все еще недостаточно. Та главная фишка с красивым запирающим бубнением расположена выше. Вот он то ее, я так думаю, и бустит на EQ. Вообще, можно бустить и весь низ на вашей педали, но думаю гораздо лучше будет, если знать какие именно частоты за что примерно отвечают, и нужные поднимать, а ненужные опускать(чтоб не забивать другие инструменты в вашей группе или миксе). Итак, мы плавно переходим к таблице частот, где «+» означает поднимание, «-» означает опускание:
От 220Гц до 250Гц (+) – это самый важный диапазон, именно на нем и расположено это уханье. Если на вашем экво нет частоты 220, то берите ближнюю, например 250 или 200. Поднимать надо очень сильно. Но не перестарайтесь, включайте уши и внимательно слушайте.
От 440Гц до 500Гц (+) – это дубль на октаву выше...их нужно поднимать примерно в 2 раза меньше диапазона 220-250, а то и еще меньше, ведь еще есть гитаристы и им тоже нужно сюда.
От 600Гц до 800Гц (-) – этот диапазон мы опускаем для более гладкого, обволакивающего и менее выпирающего звучания...здесь одно из важных мест звучания бас-гитары, поэтому неудивительно, что Джейсон их опускает – и его звуку на пользу и для бас-гитары место свободное. Надо также отметить, что такой же эффект уступки частот наблюдается на диапазоне 80Гц-160Гц.
1,5КГц (-) – вторая по важности частота...опускаем ее довольно сильно для более мягкого звучания, что очень важно для гармоники
2,5КГц-3КГц (+) – немного поднимаем для отчетливости звучания и присутствия (presense)
5Кгц (-) – понижаем по вкусу для более отдаленного звучания в целом
Также отмечу, что при настройке педали-экво надо учитывать настройки темброблока комбо. Обычно они 3-х полосные, где низкие – примерно 100Гц, средние – примерно 600-800Гц и выше, высокие – примерно 5-8КГц. Вот почему Джейсон опускает на комбо средние и высокие – они как раз относятся к частотам, которые надо опускать... (для более точных показателей частот на темброблоках разных комбо смотрите программку, которую советовал Джордж)
Дополнительно нужно иметь ввиду, что в альбомном звуке Джейсона присутствует эквализация, которая производится еще и на этапе сведения и мастеринга инженерами. О ней мы говорить не будем.
Кроме того есть еще скрытая эквализация или естественная – это то, какие микрофоны и как вы их поставите (расстояние, угол и тд) для снятия звука с комбо. От этого тоже очень сильно зависит звук. Мне кажется, что Джейсон использует пару микрофонов, один из которых явно конденсаторный, который стоит довольно далеко и снимает «комнату». Комбо должен быть выкручен достаточно громко, чтобы несмотря на расстояние были слышны басы (чем дальше источник сигнала, тем меньше ощущаются низкие и высокие частоты). Наверняка у него стоит еще один динамический микрофон в непосредственной близи от комбо, сигнал с которого подмешивается к комнатному для читаемости.
Если вы не снимаете комбо вживую, а пишите его в линейный вход звуковой карты и используете импульсы гитарных кабинетов, то выбирайте из разряда 4x12 с отдаленным звучанием. Рекомендую кабсимы из Revalver 2 или импульсы по этой ссылке www. grgr.de/IR
Отдельно надо сказать про ревер – его используем (в send) ОБЯЗАТЕЛЬНО в МОНО и довольно сильно. Это поможет сымитировать звук комнаты как на Blood On The Road 2005, в том случае если вы не использовали дальний микрофон, а ограничились только ближним динамическим, или вообще писали в линию.
И последнее...в связке с педалью экво хорошо иметь педаль максимайзер. Она стабилизирует вашу динамику(особенно на басах) перед комбо и позволит раскачивать его с более менее постоянным уровнем, без провалов. На слух это будет ощущаться, что звук стал плотнее, громче, более качающий.
Надеюсь, что вся эта информация хоть чем то поможет вам, харперы. Если уж не накрутить звук под Джейсона Риччи, то хотя бы внести некоторую ясность в работе с эквализацией электрогармоники.
Тебе лучше выбросить полотенце, детка!