Re: Ваше отношение к вибрато.
Добавлено: Пт дек 02, 2011 8:17 am
Vasisual, здорово сказал. Подписываюсь под каждым словом!
Всё о губной гармонике
https://forum.harmonica.ru/
ваще жестьVasisual писал(а): Дык вот, игра Хирте вызывает ассоциации с этой процедурой. Типа испытывают, упадешь ты в припадке или нет.
.
Рома, по-моему трель и вибрато Мильто очень удачно вписано. Не только не перегружает, но придает особый ("бархатный" что-ли) колорит композиции. Я свое мнение никому не навязываю, но лично мне так кажется...землемер писал(а):прокоментируй все же, недопонял тебя =)
http://files.regentjob.ru/books/vokal/morozov/0405.htmlЗачем голосу вибрато?
Тембр голоса певца зависит не только от обертонов, но в большой мере он определяется и характером так называемого вибрато. Прислушайтесь к голосу хорошего певца, вы услышите, что он слегка колеблется, как бы пульсирует ритмично и плавно с частотой примерно 5—7 пульсаций в секунду. Это и есть вибрато. Интересно, что эта частота вибрато кажется для нашего слуха наиболее благозвучной: более редкие колебания воспринимаются нами как качание звука, а более частые — как дрожание («барашек» в голосе).
С акустической точки зрения вибрато — результат периодического изменения силы, частоты и спектрального состава звука. Несмотря на то что глубина изменений частоты основного тона доходит до четверти тона и даже до полутона, периодического колебания высоты звука в процессе нормального вибрато мы не замечаем и звук голоса кажется на слух совершенно ровным по высоте и тембру (Рагс, 1964).
Вибрато мастеров пения отличается приятной, ласкающей слух плавностью. Выражено оно не сильно, и поэтому создается впечатление, что звук голоса «льется непрерывной струей», лишь слегка пульсирующей. Эти пульсации вибрато как бы делают голос живым и одухотворенным. Если вибрато нет, то голос кажется безжизненным, невыразительным и тупым и, по образному выражению вокалистов, «прямым, как палка».
По своему характеру вибрато разных певцов отличается колоссальным разнообразием. У неопытных певцов вибрато нередко бывает очень резким и глубоким, что создает впечатление прерывистости звука. Такое вибрато часто называют тремоляцией голоса (tremolo — значит «дрожащий»). Кроме того, у плохих певцов вибрато не имеет той хорошей ритмичности, которая свойственна мастерам пения.(5) Плохая ритмичность вибрато в голосе неопытных певцов создает впечатление какой-то неустойчивости, неопределенности звука и говорит о несовершенстве вокальной техники, точнее, является прямым следствием этого несовершенства.
Для изучения вибрато служит уже известный читателю прибор — самописец уровня электроакустических колебаний типа Н-110. Благодаря большой подвижности и чувствительности его пишущего пера, удается зарегистрировать даже очень слабые пульсации силы звука, которые возникают в процессе вибрато. Пульсации эти на записи отражаются в виде волнообразных линий.
Как уже говорилось, все эти особенности вибрато сильно сказываются на характере слухового восприятия голоса. Совершенно точно доказано, что вибрато воспринимается как тембровая особенность звука. Вместе с тем вибрато придает голосу и определенную эмоциональную окраску, выражает эмоциональное волнение певца и несет его слушателю. «Голос его не трепетал более — он дрожал. но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается и душу слушателя», — писал о вибрато И. С. Тургенев. Заметим, кстати, что великий писатель был не только художником слова, но и тонким ценителем и большим знатоком художественного пения.
Вибрато встречается не только в певческом голосе, Некоторые известные драматические артисты иногда прибегали к вибрато с целью выражения сильных эмоциональных переживании, С этой же целью музыканты -виолончелисты. скрипачи. трубачи — сознательно стараются придать звуку своих инструментов вибрирующий характер, сходный с вибрато певческого голоса. И не напрасно: этот прием заметно оживляет игру, делает ее более выразительной в художественном и эмоциональном отношении. Вибрато — очень важное украшение звука.
Однако вибрато нужно голосу не только для красоты. Исследования показали, что вибрато придает звуку значительно большую помехоустойчивость; неточности интонации и небольшие неровности звука по интенсивности, явно заметные в безвибратном звуке, совершенно незаметны в звуке с вибрато, хотя и присутствуют там в той же степени. Вибрато как бы скрадывает эти погрешности, исправляет интонацию и неровности звучания голоса. В исследованиях датского ученого Ван-ден-Берга показано, что вибрато способно скрадывать даже ощущение гнусавости звука, т. е. как бы исправляет тембр.
Рис. 28, Вибрато голоса выдающихся мастеров пения и неопытных певцов, зарегистрированное при помощи самописца Н-110, 1 — А. Патти, колоратурное украшение голоса в арии Нормы (обращает на себя внимание строгая ритмичность и плавность — «округлость» вибрато выдающейся итальянской певицы); 2— Титта Руффо, фраза из арии Риголетто; 3 — Б. Джильи, заключительная фраза из романса Куртиса «Пой мне»; 4 — Н. Обухова, фраза из арии Далилы; 5 — И. Козловский, заключительная фраза из «Песенки Герцога»; 6 — С. Лемешев, фраза из русской народной песни «Когда я па почте служил ямщиком»); 7 — неквалифицированный певец В. Г—ов, фраза из «Песни певца за сценой» (из оперы «Рафаэль»), хорошо видна «аритмичность» и ломаный характер кривой вибрато; 8— слаборазвитое вибрато в голосе певца-мальчика 13 лет.
Интересные результаты были получены при исследовании влияния вибрато на полетность. Трудность здесь заключалась в том. что, как известно, на полетность влияет спектр голоса и главным образом высокая певческая форманта. Поэтому сравнение полетностей двух голосов (с вибрато и без вибрато) не может быть еще доказательством влияния вибрато, так как разницу в полетности можно отнести за счет разницы в спектрам этих голосов. Но выход был найден. Опытного музыканта (профессора консерватории) попросили сыграть на виолончели несколько звуков, каждый двумя способоми: 1) с вибрато, 2) без вибрато. Спектральный состав они имели в достаточной степени сходный и различались только по наличию или отсутствию вибрато. При измерении полетности этих пар звуков было установлено, что полетность звука с вибрато в среднем на 2 дб выше, чем полетность без-вибратного звука.
Более обстоятельные и точные опыты рыли проведены при помощи специального прибора для исследования вибрато. Прибор этот дает возможность получить звуки без вибрато, а также имитировать самый различный характер вибрато: произвольно изменять его ритм, частоту, глубину, изучать вибрато интенсивности и вибрато частоты, а также фазовые соотношения между ними и т. д. Эти исследования показали, что звуки с вибрато приятнее на слух и лучше слышатся в шуме, т. е. обладают повышенной помехоустойчивостью.
Рис. 29. Прибор для получения искусственного вибрато (амплитудно-частотный модулятор звука), при помощи которого было показано, что вибрато придает звуку большую помехоустойчивость.
Разгадку этого явления следует искать опять-таки в свойствах слуха: наш слух более чувствителен к периодически изменяющимся звукам, чем к «гладким». Аналогично этому глаз более чувствителен к пульсирующему свету, чем к ровному. Недаром поэтому многие светофоры, маяки, сигнальные фонари автомобилей снабжены именно пульсирующими световыми источниками (мигалки). В литературе имеются данные о том, что звуки пульсирующего, прерывистого характера обладают повышенной помехоустойчивостью и слышатся на более далеком расстоянии, чем «гладкие» звуки (Е. Скучик, 1959; Протасов, 1965). Таким образом, пульсации вибрато придают голосу певца, помимо красоты, еще и важнейшие технические свойства — повышенную помехоустойчивость, звучность и полетность («дальнобойность»).
Первый раз об этом слышу. То есть вибрато можно применять и в разговорной речи, для усиления какой-нибудь эмоции? Надо будет попробоватьНекоторые известные драматические артисты иногда прибегали к вибрато с целью выражения сильных эмоциональных переживании
Ром, я камушки и не кидал. Фраза была о Мишином варгане, конечно. Тема шикарная, столько нового для себя открыл. Про Битлз и Лед Зеппелин, которые вообще не используют вибрато. Про металлистов и блюзменов, которые его применяют чрезмерно. Почему натуральное вибрато именно 5-7 Гц? Да потому что собственная резонансная частота человеческого тела именно 5-7 Гц.Vasisual писал(а):Тут сейчас приводим примеры понравившегося и непонравившегося вибрато.
Причем можно приводить примеры не только гармошки, но и вокал и другие инструменты.
Sarman писал(а):Может раньше вообще не обращал внимание на feeling, а только техника, техника... Это как-то надо бережно раскрывать.
Серёг, а для меня вот это. поясни....это как?...записывешся на комп, а потом можно в нужных местах звук переделать с вибрато????Harding писал(а):когда я буду в очередной раз на компе вибрато делать, я выставлю именно 5-7 герц.
Значит, ОНО, мЕнЕ не надоLeVitaN писал(а):@Ceant:
если занимаешься мастерингом или изготовлением фонограмм,
Ну, в общем да. Не всегда получается красивое вибрато, это технически сложный прием. В программе Waves GTR есть плагин, которым можно сделать вибрирующий звук. Там 3 ручки: одна регулирует глубину, другая тремоло, а третья скорость. Можно выделить кусочек аудио, и добавить вибрато. В меру, конечно. Не значит, что теперь нужно всегда так делать. Попозже постараюсь пример выложить.Серёг, а для меня вот это. поясни....это как?...записывешся на комп, а потом можно в нужных местах звук переделать с вибрато????
Как это от 0 до 100%??? Это только при абсолютном отсутствии отражения от стен, пола, потолка, наконец от нёба, губ, крышек гармошки и прочих препятствий. Кроме того источник звука должен быть точечным. Ну всяко сильно меньше длины волны. Тремоло-гармошка, Левитан правильно сказал, тому подтверждение. Так что на практике этого добиться нереально. Да и не нужно.SergeyZZZ писал(а):Вычитал такое. Амплитудное вибрато отличается от тремоло только тем, что при тремоло звук прерывается полностью от 0 до 100%, а при вибрато нет (плавает)