Страница 1 из 3
Продолжаем уроки сякухати
Добавлено: Чт мар 10, 2005 12:47 pm
Komuso
http://www.shaku-rus.com
Упражнения для верхнего регистра. Готовлю несколько mp3 для упражнений
Добавлено: Пн мар 21, 2005 8:24 pm
Komuso
Выложил звучание базовых нот обоих регистров в mp3, а также первую мелодию для отработки с нотами и mp3 файлом...
Добавлено: Чт мар 24, 2005 5:15 pm
Hippo
to Komuso
Чтоб ты не думал, что никто не занимается сякухати... Смастерил себе из пластиковой трубы 2 месяца назад... Мучался мучался... а тут тебе раз.. ты оказывается выложил инфу по обучению... Распечатал и начну заниматься... Вот тока не знаю наскока меня хватит:)
Спасибо тебе!!! На самом деле... респект..
Добавлено: Чт мар 24, 2005 8:23 pm
Komuso
Hippo писал(а):Чтоб ты не думал, что никто не занимается сякухати... Смастерил себе из пластиковой трубы 2 месяца назад...
Удачи

Делись результатом
Добавлено: Пт мар 25, 2005 9:39 am
Hippo
Начал упражнения извлечения нижних нот...
Очень трудно удержать стабильный звук, особенно когда все дырки зажаты... помимо основного звука идет какой то свист...
похоже что идет передув на следующую октаву...
а можно ли заниматься сидя? или нужно чтобы диафрагме ничего не мешало?
Добавлено: Пт мар 25, 2005 9:47 am
Komuso
Hippo писал(а):Начал упражнения извлечения нижних нот...
Очень трудно удержать стабильный звук, особенно когда все дырки зажаты... помимо основного звука идет какой то свист...
похоже что идет передув на следующую октаву...
а можно ли заниматься сидя? или нужно чтобы диафрагме ничего не мешало?
Можно сидя, конечно. В основном сидя и играют.
А со звуком придётся немного попыхтеть
Часто обучение начинают при всех открытых дырках... потом по одной закрывают.
Добавлено: Пн мар 28, 2005 8:30 am
Hippo
Продолжаю обучение... Вопрос... а нижняя дырка всегда должна быть заткнута? Похоже когда она открыта, то зажатие дырок сверху не влияет на звук...
Как было посоветовано, начал отрабатывать нижние ноты постепенно затыкая дырки... дошел до второй... очень трудно удержать нижнюю ноту с двумя заткнутыми дырками... звук срывается на верхнюю октаву или идет свист... не представляю как можно играть нижние ноты с тремя и четырьмя заткнутыми дырками...
А какая должна быть струя воздуха? сильная или слабая?
Добавлено: Пн мар 28, 2005 9:28 am
Komuso
Hippo писал(а):Вопрос... а нижняя дырка всегда должна быть заткнута? Похоже когда она открыта, то зажатие дырок сверху не влияет на звук...
Не совсем понял... Это дырка номер 5 - одиночная с обратной стороны флейты? Обычно закрыта, кроме нескольких нот, где она открыта полностью или наполовину.
не представляю как можно играть нижние ноты с тремя и четырьмя заткнутыми дырками...
А когда закрываешь все 5 для получения Ре, а потом наклоняешь голову настолько, чтобы получить До... во где мазахизм
Но в этом-то и вся прелесть сякухати... Буддизм - это страдание
А если серьёзно, просто недостаточно расслаблены губы. Тренируйся...
А какая должна быть струя воздуха? сильная или слабая?
Для начала слабая, потом постепенно нарабатываешь громкость. В сякухати нужно уметь делать мгновенные переходы с режущей ухо громкости на едва слышный, но очень чёткий звук, и наоборот, а также с резкого и чистого на ветренный и грязный и обратно. Так что экспериментируй.
Мне когда-то учительница сказала по поводу моего шипящего звука: "Очень хорошо... только ты должен уметь сделать больше, чем этот звук... но запомни, как ты его сейчас играешь, чтобы при желании ты мог его получить".
Удачи

Добавлено: Пн мар 28, 2005 10:01 am
Hippo
Когда говорил про нижнюю дырку, я имел ввиду одиночную на обратной стороне:)) просто я еще не привык к нумерации.. толи от мундштука считать, то ли обратно:))
У тебя написано, что губы должны быть расслаблены и должна быть грустная мина на лице и уголки рта опущены:)) так и стараюсь...
вот тока иногда когда дую набирается воздух под верхнюю губу, по обе стороны где клыки... это ничего или под верхней губой никаких объемов не должно быть?
еще мучаюсь с углом наклона... трудно получается поймать... похоже что как поймал нужный угол, нужно очень четко его держать в пределах градуса...
Добавлено: Вт мар 29, 2005 5:52 am
Komuso
Hippo писал(а):У тебя написано, что губы должны быть расслаблены и должна быть грустная мина на лице и уголки рта опущены:)) так и стараюсь...
вот тока иногда когда дую набирается воздух под верхнюю губу, по обе стороны где клыки... это ничего или под верхней губой никаких объемов не должно быть?
Попробуй перед зеркалом:
- опусти уголки рта
- представь, что верхняя губа - как навес, ровная и неподвижная, типа направляющей плоскости
- нижняя губа типа образует "канал" для воздуха
- начинаешь дуть, и нижняя расслабленная губа немного выходит вперёд, а прекращаешь дуть - возвращается назад
- расслабь всю эту конструкцию....
- запасись терпением..
Тебе придётся это прочувствовать самому, найти свой угол, своё положение губ. Если спросить у 100 человек их технику дутья, то почти все они будут немного отличаться. Это анатомические особенности человека, их никак не исключишь...
У меня под верхнюю губу воздух не идёт...
Добавлено: Ср май 04, 2005 3:31 am
Komuso
Вот выложил полные 2 октавы. Скоро подготовлю третью, хотя в традиционной музыке сякухати от третей встречаются, как правило, только несколько нот. Тем не менее некоторые мастера играют на сяку современную музыку (типа Джона Нептуна, который играет джаз), так они по 3-м октавам идут...
Добавлено: Ср май 04, 2005 11:16 am
kostiche
Кстати, сякухати - это не только музыкальный инструмент (bamboo flute)
Но также и "оральная стимуляция полового члена" (oral sex; fellatio)
Вот так вот

Добавлено: Ср май 04, 2005 9:06 pm
Komuso
kostichelly писал(а):Кстати, сякухати - это не только музыкальный инструмент (bamboo flute)
Но также и "оральная стимуляция полового члена" (oral sex; fellatio)
Только не злоупотребляй этим, ладно?

Добавлено: Чт май 05, 2005 12:39 am
kostiche
Komuso писал(а):kostichelly писал(а):Кстати, сякухати - это не только музыкальный инструмент (bamboo flute)
Но также и "оральная стимуляция полового члена" (oral sex; fellatio)
Только не злоупотребляй этим, ладно?

Не злоупотреблять чем?, простите?

Добавлено: Пн июн 06, 2005 2:53 pm
assolio
Сделал пластиковую 7-дырочную сякухати. Правда еще не окончательный вариант. Неудобно положение пальцев левой руки. Какое существует правильное распределение пальцев (и альтернативные) для 7-дырочных инструментов и в частности для сякухати?
Добавлено: Пн июн 06, 2005 9:07 pm
Komuso
assolio писал(а):Сделал пластиковую 7-дырочную сякухати. Правда еще не окончательный вариант. Неудобно положение пальцев левой руки. Какое существует правильное распределение пальцев (и альтернативные) для 7-дырочных инструментов и в частности для сякухати?
Если честно, я этого нигде не встречал, да и сам лично на такой не играл. Скорее, это на любителя, типа проб и ошибок

Добавлено: Пн июн 06, 2005 10:01 pm
Jimmy_
Komuso
не нашел на Вашем сайте что-нибудь о том как непосредственно настраивать инструмент
Добавлено: Пн июн 06, 2005 10:26 pm
Komuso
Jimmy_ писал(а):Komuso
не нашел на Вашем сайте что-нибудь о том как непосредственно настраивать инструмент
Настройка высоты звука - положением отверстий и их размером. Чем ближе отверстие к мундштуку, тем выше звучание дырки. Для этого я делал их немного меньше и потом дотачивал до нужного круглым напильником. Часто на бамбуковых флейтах растачивают не внешнюю часть отверстия, а внутреннюю, и канал отверстия получается под наклоном к оси флейты, а не перпендикулярно. Мне казалось, что я это где-то писал, но не делал упор, т.к. у меня пока описана только пластиковая флейта.
Тембр и качество звука настраиваются работой на внутреннем конусе. Внутри трубки есть зоны резонанса, изменения в которых меняют качество звука. Грубо говоря, раздвоение звука на 2-й дырке - нужно добавить пасты в определённой зоне, шипилявость на ней же - убрать немного толщины в другой зоне.. и т.д. Это как кубик Рубика - тронул одну зону, получил изменения в других. Есть определённые алгоритмы настройки, многие из которых - профессиональные секреты изготовителей, передававшиеся и совершенствовавшиеся на протяжении поколений.
Я попытаюсь в будущем выложить полностью описание настройки, которое есть у меня.
Добавлено: Пн июн 06, 2005 10:28 pm
AvelKM
вот здесь:
http://www.livejournal.com/users/yaroslaw/3903.html я писал о изготовлении 7-дырочной бамбуковой сякухати и о том как я ее рассчитывал. Если есть вопросы -- отвечу:)
Добавлено: Пн июн 06, 2005 11:42 pm
Komuso
AvelKM, и как играется?
Добавлено: Вт июн 07, 2005 1:19 pm
Komuso
Я кидал уже в ЖЖ, повторюсь тут
На странице
http://www.shakuhachi.com/Q-Models-Headjoint.html выставлены фотки гибридов сякухати с обычной флейтой и с деревянной. Может, какие мысли появятся

Добавлено: Вт июн 07, 2005 11:50 pm
AvelKM
этта, а в каком жж?:)
играется потихоньку. Но все больше играется минорная пентатоника, так что я уже не особо понимаю зачем я ее 6дырочной сделал:) (да, я ж октавное отверстие не сделал, посему не 7 а 6)
А поскольку основное время тратится на сдачу сессии, изготовление инструментов, освоение кучи появившихся новых -- на сякухати остается как раз по тех самых 5 минут в день которые на упражнение длинных тонов:)
ЗЫ а на счет флейты я ж писал на форуме варганном:)
Добавлено: Ср июн 08, 2005 12:16 am
Komuso
AvelKM писал(а):этта, а в каком жж?:)
http://www.livejournal.com/community/ru ... 71010.html
(да, я ж октавное отверстие не сделал, посему не 7 а 6)
На сякухати??? Если да, то зачем там октавное отверстие?
3 октавы передувом дуются...
Добавлено: Чт июн 09, 2005 12:42 am
AvelKM
5-я дырка на классической сякухати, которая в октаву с основным тоном:))) это я ее так неудачно обозвал:)
Добавлено: Чт июн 09, 2005 1:29 am
assolio
А мне 7-дырка очень даже понравилась. На ней наверное и продолжу. Можно играть много разного с меньшими усилиями. Правда один экземпляр дудки запорол. Вместо B-moll расковырял дырку на В. Забыл теорию

Добавлено: Чт июн 09, 2005 11:27 pm
assolio
Попробовал калькулятор Flutomat для проверки своей 7-дырочной сякухати. Расхождение с тем, что есть и отстроено очень большое

Добавлено: Пт июн 10, 2005 1:06 am
AvelKM
поскольку я сначала считал а потом строил, я смог проследить закономерность, что на сяку отверстия получились на 1.5-2 мм меньше в диаметре чем рассчетные. Можешь задать в калькулятор диаметры дырок +2 и посмотреть что получится, не ближе ли оно будет к тому что надо.
ЗЫ а кроме Флютомата так вообще не понятно как сяку считать. Так что мне-то проще будет найти погрешность и вносить поправку в то что он насчитал
Добавлено: Сб июн 11, 2005 1:13 am
assolio
AvelKM писал(а):
а кроме Флютомата так вообще не понятно как сяку считать
Почему не понятно, как считать сяку? Например на сайте у KOMUSO есть расчетные формулы, да и в сети есть.
С Flutomat еще попробую побаловаться
А вообще, сам я больше использую эмпирическиЙ путь, без жалости уничтожая полипропиленовые трубы

Добавлено: Сб июн 11, 2005 1:14 am
assolio
AvelKM писал(а):
а кроме Флютомата так вообще не понятно как сяку считать
Почему не понятно, как считать сяку? Например на сайте у KOMUSO есть расчетные формулы, да и в сети есть.
С Flutomat еще попробую побаловаться
А вообще, сам я больше использую эмпирическиЙ путь, без жалости уничтожая полипропиленовые трубы

Добавлено: Сб июн 11, 2005 5:57 am
Komuso
В сякухати можно сделать съёмный мундштук и целую кучу продолжений

тренируйся - не хочу
Вот тут можно посмотреть технологию изготовления мундштуков из труб
http://www.navaching.com/shaku/mouth.html
а тут геометрия мундштука
http://www.navaching.com/shaku/synthesis.html
Добавлено: Вс июн 12, 2005 11:37 pm
assolio
Я как раз почти такие и делаю: разборная (все отверстия - отдельная часть) и со съемным мундштуком. Очень удобно для экспериментов!
Добавлено: Пт июн 17, 2005 6:53 am
Komuso
Повторю то, что я кинул на рассылку, т.к. не все на ней, да и что-то я не совсем ей доверяю...
-------------------------------
Не знаю, все ли это видели,
но тут
http://www.shakuhachi.com/Images/Y-FingeringChart1.jpg
и тут
http://www.shakuhachi.com/Images/Y-FingeringChart2.jpg
можно взять аппликатуру для 5-ти и 7-дырочной сякухати почти в 3-х октавах. Это, конечно, далеко не полный набор, но хоть какое-то начало...
Е.
Добавлено: Вт ноя 29, 2005 10:58 pm
Студент
Почему-то народ совсем забыл эту тему, а тема-то была хорошая. Решил задавать вопросы по сякухати здесь, а то я недавно случайно залез со своим Хиномару в "Конический канал", так стыдно, а-я-яй!
Звиняйте, плз.
2 Komuso
По поводу Хиномару: вообще-то я просто на примере какого-то произведения хотел выложить звучание своей первой флейты, и хотел бы услышать мнение именно о звучании (если это можно так назвать

), но раз разобрали технические моменты исполнения - огромное спасибо.

Будем работать.
И еще вопросик: у меня на флейте чище всего получается выдувать нижнее ре (т.е. со всеми закрытыми отверстиями). Все остальные ноты дуются "со скрипом", с небольшим шумом. Это нормально? С чем это может быть связано? Может ли это быть связано с внутренним диаметром 23 мм? Если да, то как можно ли с этим бороться в процессе изготовления? (У меня почти весь бамбук 20 - 24 мм).
И еще: недавно нашел интересную страничку по игре на сякухати:
http://www.kotodama.net/shakuhachi/tips.html - дядечка с красивым именем Kaoru Kakizakai дает советы по игре. По-моему довольно интересно. Кто не видел - рекомендую.

Добавлено: Вт ноя 29, 2005 11:53 pm
Komuso
Студент писал(а):И еще вопросик: у меня на флейте чище всего получается выдувать нижнее ре (т.е. со всеми закрытыми отверстиями). Все остальные ноты дуются "со скрипом", с небольшим шумом. Это нормально? С чем это может быть связано? Может ли это быть связано с внутренним диаметром 23 мм? Если да, то как можно ли с этим бороться в процессе изготовления? (У меня почти весь бамбук 20 - 24 мм).
В сякухати 0.1 мм играет роль. Безусловно, канал имеет большое значение. 23мм домустимо для больших флейт, но на стандартных обычно делается не больше 20-20.5 на входе.
Добавлю в "Конический канал" кое чего...
Добавлено: Ср ноя 30, 2005 9:33 am
Komuso
Студент писал(а):И еще вопросик: у меня на флейте чище всего получается выдувать нижнее ре (т.е. со всеми закрытыми отверстиями). Все остальные ноты дуются "со скрипом", с небольшим шумом. Это нормально?
Чуть не забыл самое интересное и ... приятное
Для каждого отверстия положение губ будет немножко отличаться от других... Поэтому наберись терпения

Добавлено: Чт дек 08, 2005 10:14 pm
Студент
Продолжаю мучать свой бамбук. Почти закончил вторую сякухати. странная закономерность: отверстия расчитывал по флютомату, в обеих флейтах первое и четвертое отверстия (т.е. фа и до) немного не дотягивают до своего тона. Приходилось сильно расширять отверстия изнутри (и то самую малость не дотянул

). Остальные отверстия - наоборот, начинают строить уже при 9 мм, внутреннюю часть - вообще не расширял. Кто-нибудь может ответить с чем это связано?
Кстати заметил, что в большинстве источников четыре первых отвертстия примерно на одном расстоянии друг от друга. У меня между 1 и 2, и между 3 и 4 - примерно одинаково, а вот между 2 и 3 - явно меньше. Почему - неясно.
Не поможет ли кто прояснить ситуацию? Буду очень признателен за любые мысли по этому поводу

Добавлено: Пт дек 09, 2005 8:11 am
Komuso
Студент писал(а):Продолжаю мучать свой бамбук. Почти закончил вторую сякухати. странная закономерность: отверстия расчитывал по флютомату, в обеих флейтах первое и четвертое отверстия (т.е. фа и до) немного не дотягивают до своего тона. Приходилось сильно расширять отверстия изнутри (и то самую малость не дотянул

). Остальные отверстия - наоборот, начинают строить уже при 9 мм, внутреннюю часть - вообще не расширял. Кто-нибудь может ответить с чем это связано?
Флютомат даёт только общее представление об отверстиях. Он учитывает толщину стенки? От неё тоже много зависит, т.к. объём канала самого отверстия добавляет к общему объёму внутреннего канала флейты. Если взять разные флейты одной длины, то у них отверстия немного отличаются положением.
Кстати заметил, что в большинстве источников четыре первых отвертстия примерно на одном расстоянии друг от друга. У меня между 1 и 2, и между 3 и 4 - примерно одинаково, а вот между 2 и 3 - явно меньше. Почему - неясно.
Скорее всего, параметры трубки... Но не буду утверждать, особенно заочно...
Добавлено: Пт дек 09, 2005 2:58 pm
Студент
Komuso писал
Флютомат даёт только общее представление об отверстиях. Он учитывает толщину стенки? От неё тоже много зависит, т.к. объём канала самого отверстия добавляет к общему объёму внутреннего канала флейты. Если взять разные флейты одной длины, то у них отверстия немного отличаются положением.
Да, флютомат учитывает толщину стенки. Я его потому и взял, что бамбук у меня не совсем стандартный. Но здесь тоже ряд сложностей - флютомат расчитан на идеально цилиндрический канал. А у меня хоть бамбук и не корневой части, но все же диаметр на входе и на выходе немного разный, да и толщина стенок везде в бамбуке разная. К тому же если канал немного овальный, непонятно какой диаметр вводить (мне кажется нужно брать среднее арифметическое - важен ведь объем воздуха). Короче, разочаровался я во флютомате. Следующую флейту наверно буду делать по готовым размерам. Только вот каким источникам верить? Наверно, на этот вопрос ответят практика и опыт.
Добавлено: Пт дек 09, 2005 11:18 pm
Komuso
Студент писал(а):Только вот каким источникам верить? Наверно, на этот вопрос ответят практика и опыт.
Когда я разговаривал с Монти Левенсоном - это человек, делающий сякухати более 30-ти лет, он же делает литые каналы - так он сказал, что после самой точной отливки канала с полным рассчётом отверстий НИ ОДНА его флейта не строит хорошо. Все приходится доводить вручную. Так что дерзай...
Добавлено: Сб дек 24, 2005 8:53 pm
Студент
Тут недавно записал коротенький дуэтик. Интересно услышать критику Komuso. Буду рад любым замечаниям.
http://rapidshare.de/files/9759583/Osak ... a.mp3.html

Добавлено: Сб дек 24, 2005 11:29 pm
Komuso
Это сколько угодно...

Критиковать - не делать
Начало неплохое, но в середине создаётся впечатление, что одна партия немного съехала с тональности. У тебя есть ноты или подбирал на слух?
Добавлено: Сб дек 24, 2005 11:57 pm
Студент
У тебя есть ноты или подбирал на слух?

Ноты с вашей ссылочки:
http://www.fletcherdental.com/shaku/Scores/noty.htm
Начало неплохое, но в середине создаётся впечатление, что одна партия немного съехала с тональности.
Только что специально проверил на тюнере - есть конечно недочеты в коротких нотах (у меня на флейте фа немного занижает, а верхнее ре - немножко завышает, это факт), но длинные ноты сыграны довольно точно. Я записал партии сначала в миди-редакторе на компе, и потом вместе с ним играл для точности.

Добавлено: Вс дек 25, 2005 12:42 am
Komuso
Студент писал(а):(у меня на флейте фа немного занижает, а верхнее ре - немножко завышает, это факт
Точно
Именно верхнее ре в 3-м такте мне по уху и резануло... Это как раз и есть середина... Компенсируй наклоном флейты.
Кстати, на концерте прямо перед игрой рождественских мелодий мы все сверяли свои Еь и Вь, иначе разница в 20 центов уже режет ухо...
Добавлено: Вт дек 27, 2005 12:57 pm
Студент
Сейчас учу Kurokami по вашим нотам с той же ссылочки. У вас случайно записи MP3 нет? С записью учить как-то поинтереснее было бы. Заранее признателен.

Добавлено: Вт дек 27, 2005 8:15 pm
Komuso
Где-то есть Kurokami, поищу
Добавлено: Пн янв 09, 2006 10:25 pm
Mikes
to Komuso:
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как можно приобрести сякухати? У нас в Екатеринбурге о таком инструменте не слышали
Заранее благодарен за ответ.
Добавлено: Пн янв 09, 2006 11:46 pm
Komuso
2Mikes:
Варианты
1. сделать самому по чертежам
2. Заказать у Сергея Емельянова в Москве (ссылки на сайте)
3. Заказать литую пластиковую из Японии $86 + пересылка.
Все эти 3 варианта я наблюдал у россиян. Возможно, конечно, заказать в Японии или США профи флейту из бамбука, но стоит она $1000 и выше.
Добавлено: Вт янв 10, 2006 1:15 pm
Студент
Если тяжело с записью Куроками, можно хотя бы поинтересоваться, в каком темпе оно играется. В нотах никаких пометок нет. Я начинаю размеренно, а к концу незаметно для себя ускоряюсь.
Добавлено: Ср янв 11, 2006 1:38 am
Komuso
Добавлено: Ср янв 11, 2006 12:00 pm
Студент