Сонца писал(а):9 дырок (никак не пойму, почему 9?!)
Я думаю, что бы задействовать по возможности все пальцы и тем самым расширить диапазон инструмента т.к. , насколько я знаю, на дудуке передувы не работают.
У зафуна тоже 9 дырок но трость одинарная, а не двойная, как у дудука, гобоя, зурны и т.п. У него это сделано по следующей причине. -
Дело в том, что на кларнетообразных дудках при передуве получается сдвиг не на октаву, а на дуодециму (больше чем на октаву). А значит, сделав 7 дырок, как у бф, и сыграв одну октаву на них (больше не получится), следующую ноту надо брать передувом, и при этом получится разрыв между всеми открытыми (без передува) и всеми зыкрытыми дырками (первая нота при передуве) в несколько нот (вместо До следующей октавы, на дудке-С будет звучать Соль следующей октавы. Вот для заполнения этого разрыва (почти пол октавы) сделаны 2 дополнительные дырки. Еще лучше было бы, если бы можно было добавить 3 дырки, но к сожалению пальцев малова-то

. Т.о. на зафуне до передува можно сыграть почти полторы октавы (у дудука наверно тоже, в отличие от бф (одна октава).
А вообще то я тоже не отказался бы от дудука - интересно хотя бы попробовать дудку с двойной тростью. Мне звук у него очень нравится. Часто слушаю - у меня есть мр3-диск Дживана Гаспаряна и двдишник с видео концерта, который он давал в Ростове.
Мне кажется, что на дудуке больше играют на слух - сплошная импровизация.
А гамма наверно играется так же, как и на всех других дудках - последовательным открыванием отверстий. Другое дело, что звукоизвлечение, насколько я слышал., довольно сложное для оввладения. Думаю, что главное упражнение для отработки правильного интонирования и звукоизвлечения в начале пути, кстати как и на всех духовых то же, это игра длинных нот. Т.е. извлекаешь самую низкую ноту и тянеш ее как можно дольше и при этом плавно меняешь громкость от сомой маленькой до самой большой - при этом слушаешь себя и стремишся, что бы высота тона оставалась одна и та же и чтобы звук не плавал. Потом открываешь одну дырка и тоже самое делаешь на следующей ноте и т.д.
Я описал обший принцип тренировки интонирования на всех дудках. А что касается амбушура то ничем помоч не могу , т.к. не пробовал играть с двойной тростью. Может быть почитать про звукоизвлечение на гобое - у него вроде похожая трость (а может и не надо).
Про игру на дудуке на русском ничего не попадалось, а вот обширный сайт на аглицком ( кажется американских армян) попадался. Вот только линк сейчас не помню. Поищи понабирав в поисковике ключевые слова не на русском а на аглицком. Как помню там вроде и аппликатуры были и про звукоизвлечение что-то было - что-то вроде уроков.