Дзен-гармошка
Добавлено: Пн окт 15, 2007 7:55 pm
Вот, хочу поделиться мыслями.. сруза скажу, букав многа - читать не обязательно...
1.Опрокинутая чашка
Когда у меня появилась гармоша Hohner SilverStar C, я почти ничего о ней не знал - я вообще, слабо представлял, как можно играть на инструменте "без диезов", а уж тем бошлее, как играть аккорды и интервалы на двунаправленом духовом инструменте.
Я решил, что буду пока просто играть, не разбираясь особо в тонкостях, как я обычно и поступал с любые другими неизвестными предметами, которые встречались на моем пути.
Я бы не сказал, что губная гармошка сильно сложный инструмент для новичка - первые мелодии будут полуаться довольно скоро... а если ориентироваться на таких исполнителей, как Шахрин(гр. Чайф), то особых сложностей в игре не будет - инструмент ведь диатонический - куда не дуй - все в ноту!
Наступило радостное и спокойное время - я каждый день по полчасика дул, разучивал какие-то мелодии через, играл упражнения Don Baker'a, и хвастался своим редким талантом перед знакомыми девушками.
2.Хлопок одной ладони
Когда я начал играть с БерегАми(www.bereg-a.by.ru), играть на том уровне, что и раньше уже было нельзя - тут дело не в технике(у меня плохо получались трели, бенд на 3дырке никак не дотягимал до тона, до сих пор не получаетса горловое вибрато), а в необходимости придумывать партии. Начал я так же как и все - зная тональность песни, я брал ту или иную гармошу(пришлось закупить еще две - SilverStar G и SilverStar A, причем А была такой плохой, что пришлось сразу же купить GoldenMelody A... ), и просто играл в прямой или обратной тональности, в зависимости от стиля и темпа песни.
Все соляки у меня были как фруктовый кефир, и я терпел и х только потому, что во-превых, такая музыка многим нравится, а во-вторых, тяжело было придумать что-либо стоящее, когда у тебя фактически нет возможности ... ну скажем, делать модуляция вверх на полтона, а все инструменты ее делают, или в точности повторить соло, в котором есть "неудобные ноты".
Такие репетиции научили меня изворотливости - я запомнил на память все позиции и паралельные тональности, точнее, мне не надо было их запоминать - я просто предствлял гармошу в каком-либо строе и смотрел - какая нота находиться на третей на выдох, если это паралельная тональность или на четвертой(шестой) на вдох, если это минор. Таким образом, я мог свободно подъгрывать гитаре практически для лубой мелодии - правда, позже для этого понадобилось еще две гармоши - ProHarp E и Special20 D... и тут началось самое инетересное - когда я подбирал соляк под рок-н-рол в A в первой позиции, я понял, что мне тут не хватает бендов, и надо бы прикупить себе гармошу в D, что я и незамедлительно сделал.
Результатом этой покупки стало разочарование и непонимание со стороны музыкантов - почему-то быстрый соляк, который я всегда играл в перекрестной позиции никак не ложился на песню - пришлось от него отказаться. Затем я стал играть разные пассаи в тональности A, используя все доступные мне на тот момент гармошки - получалось необычно, ведь у G, например очень мало общих нот с этой тональностью.... Но каждый строй гармоши давал новые звуки, новую окраску и даже новую динамику(еще бы - ведь одно дело если есть возможность дуть во все отверстия, то во все отверстия и дуешь, а если разрешенных ноты всего три, то начинаешь экономить сильные доли, чтобы они соответствовали этим нотам).
Со временем я понял, что каждый раз, когда пытаюсь обыграть ту или иную мелодию, я вместо того, чтобы просто идти по гамме, или по ступеням лада, я пытаюсь найти мелодию в других тональностях и ладах.
И тут дело не в том, что у меня фактически всего три гармоши - C,G и A, а в том, что каждая песня дает настрой своей тональности, и эта тональность дает паралельные тональности, и каждый лад дает свои оттенки... плюс на это все накладывается специфика гармоши - например, принципиально нельзя брать какие-то интервалы или нельзя на скорости брать некоторые ноты...
Я пытался среди этого леса нот выстроить тропинку, которую иногда было получить в принципе невозможно - и выстравивал за счет включения в мелодию "запрещенных" нот, за счет четкой ритмической артикуляции, которая дает консонанс даже если нота не в той тональности... вобщем, поиски мои все усложнались и напоминали старую Дзен задачу по хлопку одной ладони, и я понял, что если буду дальще углублятся в поиск мелодий на непредназначеных для этих мелодий гармошках, что могу завязнуть в этой теории и ничего путевого за свою жизнь так и не сыграть.
3.Выстрел из лука по невидимой мишени
Сейчас уже я понимаю, что поиски, которые могли довести меня до сумасшедсвия не дали ни одного стоящего соло, но они были мне необхиодмы для достижения следующей ступени - стрельбы по невидимой мишени - т.е. полностью свободная от всех условностей игра - без тональностей, ритмов и стилей. В этом направлении я только начал двигаться, и по этому третья глава еще долго будет недописаной, но когда-нибудь я ее обязательно допишу. Вот.
1.Опрокинутая чашка
Когда у меня появилась гармоша Hohner SilverStar C, я почти ничего о ней не знал - я вообще, слабо представлял, как можно играть на инструменте "без диезов", а уж тем бошлее, как играть аккорды и интервалы на двунаправленом духовом инструменте.
Я решил, что буду пока просто играть, не разбираясь особо в тонкостях, как я обычно и поступал с любые другими неизвестными предметами, которые встречались на моем пути.
Я бы не сказал, что губная гармошка сильно сложный инструмент для новичка - первые мелодии будут полуаться довольно скоро... а если ориентироваться на таких исполнителей, как Шахрин(гр. Чайф), то особых сложностей в игре не будет - инструмент ведь диатонический - куда не дуй - все в ноту!
Наступило радостное и спокойное время - я каждый день по полчасика дул, разучивал какие-то мелодии через, играл упражнения Don Baker'a, и хвастался своим редким талантом перед знакомыми девушками.
2.Хлопок одной ладони
Когда я начал играть с БерегАми(www.bereg-a.by.ru), играть на том уровне, что и раньше уже было нельзя - тут дело не в технике(у меня плохо получались трели, бенд на 3дырке никак не дотягимал до тона, до сих пор не получаетса горловое вибрато), а в необходимости придумывать партии. Начал я так же как и все - зная тональность песни, я брал ту или иную гармошу(пришлось закупить еще две - SilverStar G и SilverStar A, причем А была такой плохой, что пришлось сразу же купить GoldenMelody A... ), и просто играл в прямой или обратной тональности, в зависимости от стиля и темпа песни.
Все соляки у меня были как фруктовый кефир, и я терпел и х только потому, что во-превых, такая музыка многим нравится, а во-вторых, тяжело было придумать что-либо стоящее, когда у тебя фактически нет возможности ... ну скажем, делать модуляция вверх на полтона, а все инструменты ее делают, или в точности повторить соло, в котором есть "неудобные ноты".
Такие репетиции научили меня изворотливости - я запомнил на память все позиции и паралельные тональности, точнее, мне не надо было их запоминать - я просто предствлял гармошу в каком-либо строе и смотрел - какая нота находиться на третей на выдох, если это паралельная тональность или на четвертой(шестой) на вдох, если это минор. Таким образом, я мог свободно подъгрывать гитаре практически для лубой мелодии - правда, позже для этого понадобилось еще две гармоши - ProHarp E и Special20 D... и тут началось самое инетересное - когда я подбирал соляк под рок-н-рол в A в первой позиции, я понял, что мне тут не хватает бендов, и надо бы прикупить себе гармошу в D, что я и незамедлительно сделал.
Результатом этой покупки стало разочарование и непонимание со стороны музыкантов - почему-то быстрый соляк, который я всегда играл в перекрестной позиции никак не ложился на песню - пришлось от него отказаться. Затем я стал играть разные пассаи в тональности A, используя все доступные мне на тот момент гармошки - получалось необычно, ведь у G, например очень мало общих нот с этой тональностью.... Но каждый строй гармоши давал новые звуки, новую окраску и даже новую динамику(еще бы - ведь одно дело если есть возможность дуть во все отверстия, то во все отверстия и дуешь, а если разрешенных ноты всего три, то начинаешь экономить сильные доли, чтобы они соответствовали этим нотам).
Со временем я понял, что каждый раз, когда пытаюсь обыграть ту или иную мелодию, я вместо того, чтобы просто идти по гамме, или по ступеням лада, я пытаюсь найти мелодию в других тональностях и ладах.
И тут дело не в том, что у меня фактически всего три гармоши - C,G и A, а в том, что каждая песня дает настрой своей тональности, и эта тональность дает паралельные тональности, и каждый лад дает свои оттенки... плюс на это все накладывается специфика гармоши - например, принципиально нельзя брать какие-то интервалы или нельзя на скорости брать некоторые ноты...
Я пытался среди этого леса нот выстроить тропинку, которую иногда было получить в принципе невозможно - и выстравивал за счет включения в мелодию "запрещенных" нот, за счет четкой ритмической артикуляции, которая дает консонанс даже если нота не в той тональности... вобщем, поиски мои все усложнались и напоминали старую Дзен задачу по хлопку одной ладони, и я понял, что если буду дальще углублятся в поиск мелодий на непредназначеных для этих мелодий гармошках, что могу завязнуть в этой теории и ничего путевого за свою жизнь так и не сыграть.
3.Выстрел из лука по невидимой мишени
Сейчас уже я понимаю, что поиски, которые могли довести меня до сумасшедсвия не дали ни одного стоящего соло, но они были мне необхиодмы для достижения следующей ступени - стрельбы по невидимой мишени - т.е. полностью свободная от всех условностей игра - без тональностей, ритмов и стилей. В этом направлении я только начал двигаться, и по этому третья глава еще долго будет недописаной, но когда-нибудь я ее обязательно допишу. Вот.