Страница 1 из 1

Блюзовый квадрат

Добавлено: Вт апр 27, 2010 4:26 am
sarman
Здравствуйте, дорогие форумчане!

После периода долгих заучиваний, занятия превратились в очень занудную историю, когда вроде бы и играешь, но непонятно, что играешь и как - главное по табам или нотам, неважно, но тупо заучено, хотя и получается забавно и звук есть, для игры в ванной достаточно, но этого мало. Фразы есть, а понимания вообще никакого, разве это кайф? Вот на этом уровне как быть?

Как вариант, как можно быстро познакомиться с блюзовым квадратом, упражнений тут мало, я начал переводить статьи западных товарищей, там есть очень интересные мысли, которые мне помогают, разрешите их п(е)ривести.



Первая статья - это http://www.harmonicasessions.com/feb05/12bar.html
Она показалась мне интересной, потому, что простым языком закрывала пробелы в образовании.
Другое дело, что чукча не писатель..

А пока что есть, только чур не угорать над терминологией! Ниже перевод, как буржуй пишет.

-----------------------------------------------------------------------

Блюзовая гамма может быть использована при обыгрывании всех 12 аккордов блюзового квадрата. На C гармошке играя во второй позиции в ключе G ноты блюзовой гаммы такие:

Изображение

Прелесть блюзовой гаммы заключается в бендах или в не существующих 'blue' нотах. Каждая нота в таком случае имеет не постоянный тон, а скорее диапазоны тонов. Если иметь это в виду, то блюзовая гамма может быть такой:

Изображение

Все такие возможные диапазоны могут быть сыграны между нотами с дефисами. Например, Bb(3') может быть подтянута до B (3). В нижней октаве G(2) может быть опущена до F#(2') и затем до F(2). Блюзмены используют бенды, чтобы играть мелодии, которые проходят через I IV V ступени.
(перевод глупый, но уже понятно, что I IV V ступени рулят и это корень всех тем)

Другой подход игры блюзового квадрата состоит в том, чтобы играть через изменения аккордов, также называемый "следуя за голосом" (voice leading?!!! как это перевести? Аккордовая игра? Ладовая?) Этот подход подразумевает играть мелодию так, как сменяются аккорды. Это же не совпадение, что тысячи мелодий написаны для блюзового квадрата.

(Ужасный перевод, я знаю)

Запомните I IV V ступени. Давайте разберемся, как же работает каждый аккорд.
На C гармошке играя во второй позиции в ключе G, аккорды блюзового квадрата будут выглядеть так:

Изображение

Запомните эти ноты с джем треком без подглядывания в ноты. Смысл в том, чтобы получить нужный тон в голове. Как только научитесь играть основу через 12 тактов, добавьте 3-ю ступень в гамме, относящуюся к каждому аккорду.

Изображение

Ещё раз запомните эту последовательность, чтобы сыграть её без подглядывания. Когда Вы спокойно сможете сыграть это упражнение, добавьте 5-ю ступень блюзовой гаммы.

Изображение

Теперь, когда мы поняли основы, мы работаем над тем, чтобы сыграть арпеджио каждого аккорда. (Арпеджио – это аккорд, ноты в котором следуют одна за другой.) Арпеджио содержит 1, 3, 5 и пониженную 7ю ступени в гамме каждого аккорда. Это и есть ноты, которые создают настроение в блюзе.

Изображение

После того, как составлено арпеджио для каждого аккорда блюзового квадрата, у Вас уже должно быть понимание того, как играется блюз.
Далее, сыграйте те же ноты, но в обратном порядке в каждом такте. Например, вместо того, чтобы сыграть G B D F в каждом из первых 4 тактов G аккорда, начните с пониженной 7-й ступени и спуститесь вниз.
Играйте F D B G и сделайте подобное для C и D аккордов.
Как только Вы сможете комфортно играть арпеджио вниз, следующим шагом будет игра инверсией арпеджио. Вместо того чтобы идти от начала в каждом такте, начните с третьей ступени и поднимайтесь до основы как показано ниже.

Изображение

Сейчас мелодия стала более интересной и мы по прежнему используем только ноты в арпеджио.
После того, как Вы спокойно будете играть с первой инверсией, играйте вторую инверсию, которая стартует с 5-й ступени и поднимается до 3-й. Для аккорда G это будет D(4) F(5) G(6+) B(7). Далее играйте 3-ю и последнюю инверсию, которая начинается с 7-й ступени и поднимается к началу. Инверсии должны также свободно играться в обратном порядке. Эти шаги могут занять от недель до месяцев, не отчаивайтесь. Каждое из последующих упражнений базируется на предыдущих. Вы начнёте видеть взаимоотношения между аккордами, ноты в их арпеджио и их инверсии. В конечном итоге Вы сможете играть арпеджио вверх и вниз с любой ноты по всей гармошке.
Далее, попробуйте, что я называю строка арпеджио через смену аккордов (терминология?). Начните с любой ноты в аккорде G и играйте арпеджио вверх или вниз. Когда Вы достигните края гармошки, просто смените направление. Как только Вы достигните последней ноты в последнем G аккорде, отправляйтесь к ноте в аккорде C, которая ближе всего к последней ноте G аккорда. Играем через C аккорд арпеджио и когда достигнем снова G аккорд в 7-м такте(?), играем ноту в G арпеджио, которая ближе всего к ноте, которой Вы только, что завершили с C арпеджио. Продолжайте ту же схему через V аккорд также, вот один из вариантов:

Изображение

Эта строка из арпеджио – мелодия, которая течёт через изменения аккордов(терминология?). Имейте в виду, что бемоль 7-й ступени каждого аккорда создаёт напряжение, которое разрешается 3-й ступенью следующего аккорда. Это отношение одна из причин, по которым мелодика блюза работает так хорошо. Попробуйте составлять собственные мелодии, используя ноты в арпеджио. Следующим шагом убираем начала аккордов и 5-е ступени и просто играем самые важные ноты в каждом аккорде, 3-и и b7-е ступени в блюзовом квадрате.

Изображение

Самое главное, что я понял - это классика: как сменяются аккорды в блюзовом квадрате. Такие вот упражнения.

И несмотря на мой страшный музыкальный английский, надо переводить http://www.jt30.com/jt30page/theory/

Если Вы не оставите комментарий, то я убью Кенни!

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вт апр 27, 2010 10:40 am
Slava Chernov
Вообще, это самый продуктивный способ обмена информацией - сделать для себя и поделиться этим с другими.
Молодец.

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вт апр 27, 2010 11:08 am
sarman
землемер, Спасибо! Заразил темой из Crossroads, уже неделю отрывок дудю, каждый раз по-разному=) Дал повод пересмотреть ещё и кино.

Слава, спасибо!

Вообще, обнадёжили.

Значит надо делать, буду переводить дальше.
В процессе перевода всё четко отпечатывается в голове побуквенно, в отличие от беглого чтения.
Это продуктивнее, реально.

Cам вижу, что звучит "по русски" как-то не так, если бы какие-то фразы тыкнуть носом, то я бы их отшлифовал, могу путаться в терминологии.

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вт апр 27, 2010 12:00 pm
gorobets
sarman, спасибо, интересно!

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вт апр 27, 2010 12:00 pm
Arman
Хорошая работа, вот и Девид начал говорить по русски. Я тоже решил как-то теорию освоить, но дальше твоей ex.3 на практике не шел... интересная работа с игрой, а то вот уже неделью зубрю девидовские штучки:)

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вт апр 27, 2010 12:17 pm
sarman
Изображение
Нашёл шпаргалку, по игре во второй позиции (Из Rock n' Blues Harmonica, by Jon Gindick)
Такая хорошая книжка, я бы её всю перевёл, только как это всё с авторскими правами пересекается, непонятно, единственное что останавливает, как то неудобно. Там в виде истории новой группы из каменного века "Парни из пещер" (cave's boys) про неандертальцев, пока читать - ухохотаться можно с обалденными иллюстрациями на 200 страниц, она есть в заветном месте. Если Jon Gindick ответит на моё письмо и будет не против, то я переведу.

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вт апр 27, 2010 12:24 pm
Slava Chernov
Дурацкая шапргалка, если честно. Забей.

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вт апр 27, 2010 12:27 pm
Slava Chernov
sarman писал(а):...Значит надо делать, буду переводить дальше.
В процессе перевода всё четко отпечатывается в голове побуквенно, в отличие от беглого чтения.
Это продуктивнее, реально.
...
Кстати, эта же штука работает, когда снимаешь соло других исполнителей сам, а не разбираешь по чужим табам. Пока снимешь, тема уже впечатывается в мозг и уже почти разучена.
Плюс нарабатываешь навык подбора на слух.
Рома не даст соврать, чем больше делаешь, тем потом легче получается.

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вт апр 27, 2010 5:09 pm
sarman
Понятно, а я снимал тоже тот риф с Crossroads в transcribe уже после, ну Рома крут, несомненно. Просто требовалось уточнить, что за (4/5) запись табов, я так не могу пока узнавать, потом послушал. Прикольно, что в разборе ещё начинаешь узнавать ноты или аккорды, вообще новое,

А автор книжки (Jon Gindick) не отвечает, там просто письмо возвращается - нет такого адреса ни на сайте форма обратной связи не работает с ошибкой, ни по whois domain email обратно возвращается - нет такого.
Тогда jt30 буду переводить, он интересный.

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Ср апр 28, 2010 2:14 pm
Arman
Против Гиндика ничего не имею, но по мне все его книжки (во всяком случае те несколько, что я смотрел) крутятся вокруг десятка рифов

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Чт апр 29, 2010 2:32 am
sarman
Он понравился потому, что в игровой форме познакомил с теорией музыки применительно к гармошке (доступно даже детям), было не скучно, а рифы можно раздобыть где угодно=)

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Чт апр 29, 2010 9:57 pm
fundorin
Когда-то с него и начал, только потом застрял на бендах. Когда выучил бенды, стало лень возвращаться. А жаль. Там неплохое звучание получалось в последнем mp3.

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Пт апр 30, 2010 8:53 pm
snob
Пацаны, а не выложит кто нить свою игру на ГГ этого блюзового квадрата. Надо

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Пт апр 30, 2010 9:48 pm
Arman
sarman писал(а): разрешите их п(е)ривести.
Хочу сказать отдельное спасибо за ссылку из ютуба. Ведь это тот же самый минус с которым Ronnie Shellist
играет свой знаменитй Funky blues... А я уже готовился выкупить сие произведение из заморья :)

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Ср май 05, 2010 10:19 pm
snob
snob писал(а):Пацаны, а не выложит кто нить свою игру на ГГ этого блюзового квадрата. Надо
Может не так поняли. Я не для оценки попросил и не для сравнения: ну просто хотел услышать игру ГГ в этой теме

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Чт май 06, 2010 5:54 pm
Arman
A ты скачай книги Девида Баррета по этой тематике, услышаешь что хотел, да и многое в добавок

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Чт май 06, 2010 10:17 pm
snob
Спасибо за ссылку, но в выдаче одна и то пишет только для пользователей респ. беларусь,увы

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Чт май 06, 2010 10:25 pm
Arman
??? Не там копаешь...
Ищи в заветном месте...

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вс май 09, 2010 12:48 am
Bar.Maley
2 snob

Вот оно родимое! :D

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/hs_OchfmBc8&hl ... ram><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/hs_OchfmBc8&hl=ru_RU&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>[/youtube]

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вс май 09, 2010 2:18 pm
snob
Спасибо,друг!!!

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Пт сен 10, 2010 11:20 am
Vitalii
Классный материал, спасибо ))
Объясните, пожалуйста, почему в статье V аккорд строится как D Gb A, а не D F A?

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Пт сен 10, 2010 11:34 am
Choy
D Gb A - это ре-мажорное трезвучие.
D F A - ре-минорное.

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Пт сен 10, 2010 11:41 am
Vitalii
спасибо )

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Пт сен 10, 2010 11:42 am
Алекс
в ре мажоре нет ноты соль бемоль, есть фа -диез:)
нота одна и та же, но по строению гаммы должно быть так:)

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Пт сен 10, 2010 11:44 am
Choy
Ты прав, друг. Если по науке, то именно так.

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Пт сен 10, 2010 12:20 pm
Алекс
тут науки никакой нет
есть мажорная гамма, в которой не может быть пониженной четвертой ступени

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Пт сен 10, 2010 12:21 pm
Vitalii
вспомнил (еще раз посмотрел), у Бейкера: мажорный аккорд от минорного отличается количеством полутонов между нотами аккорда.
получается, что в аккорде D F# А от D до F# 4 полутона, а от F# до А лежит 3 полутона - значит аккорд мажорный
а в аккорде D F А между D и F - 3 полутона, а между F и А - 4 полутона, значит аккорд минорный

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Пт сен 10, 2010 9:17 pm
Arman
Блин, у меня все время как бы "раздвоение" личности, между двумя система (до, ре, ми ... C,D,E) нотной транскрипции, может поэтому до сих не взялся серьезно за это дело...

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Сб сен 25, 2010 11:20 pm
feldorius
Спасибо!
Очень интересно!

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вс сен 26, 2010 8:24 pm
Mike_Shock
sarman, хорошо, что сделал за перевод: полезно!
8-)

Re: Блюзовый квадрат

Добавлено: Вт сен 28, 2010 1:55 am
serzhenzo
Вот это реально круто,спасибо за титанический труд!!! =)