Польза от этих упражнений довольно велика и разнообразна. Во-первых, они, конечно, способствуют запоминанию аппликатуры мажорного лада, запоминанию того, как всё это звучит. Во-вторых, если не стоит цель научиться импровизировать, то эти упражнения всё равно способствуют развитию техники игры на гармонике.
Итак, распишу немного подробнее про суть упражнений и что они дают.
Scale - сам мажорный лад.
3rds, 4ths, 5ths, 6ths, 7ths - движение терциями, квартами, квинтами, секстами и септимами по нотам мажорного лада. Это упражнение помимо запоминания звучания интервалов развивает технику скачков на гармонике, что представляет собой довольно большую сложность для многих.
Triplets - два упражнения на движение "триплетами" (не знаю, как адекватно перевести это на русский язык).
16ths - два упражнения на движение 16-ми нотами по аналогии с триплетами.
Triads - два упражнения на движение по звукам аккордов, которые строятся на ступенях мажорного лада.
7th chord - два упражнения на движение по звукам септаккордов по аналогии с предыдущим упражнением.
Как работать с этими упражнениями:
0) Используйте метроном.
1) Если вам тяжело читать ноты, но хочется развить технику, то подпишите к нотам табы и играйте упражнения. Конечно, намного полезнее во время игры смотреть на ноты, а не на табы, но даже играя по табам, контролируя качество звука, соблюдая правильный ритм, можно улучшить технику игры.
2) Если стоит цель научиться импровизировать, то можно какое-то время играть по табам, но затем нужно их стереть и играть по нотам, стараясь запоминать, как звучат различные ноты и интервалы.
3) Не играйте упражнения бездумно. Всегда нужно выделять внутренние структуры, а не воспринимать каждую ноту как существующую отдельно от остальных. Например, в мажорном ладе можно и нужно выделять разные октавы, в других упражнениях название логические внутренние структуры - звуки трезвучия, звуки септаккорда, соседние три ноты в ладе, некоторая фигура и пр. В общем, всё это вполне очевидно, нужно только не забывать "ощущать" эти внутренние структуры во время игры упражнений.
4) Каждое упражнение нужно играть как вверх, так и вниз (в нотах приведено только движение вверх).
5) Нужно учиться играть упражнения от любой ноты. То есть играете "до" мажорный лад от различных нот, играете движение терциями, квартами и пр. по нотам "до" мажорного лада от любой ноты и т. д.
6) Играйте все упражнения с различными штрихами (как минимум легато, деташе и стакатто). В одном упражнении можно комбинировать различные штрихи, например, движение вверх легато, а вниз - деташе. Тут всё зависит от вашей фантазии и желаний.
7) Играйте упражнения с разнообразными ритмом. Например, мажорный лад можно играть не четвёртыми, а восьмыми, или пунктирными ритмом, триплеты можно играть не триолями, а восьмой и двумя шестнадцатыми и т. д.
![Cool 8)](./images/smilies/icon_cool.gif)
9) Играйте упражнения в различном темпе.
Полная версия с картинками и ссылками для скачивания: http://harp-zauberer.blogspot.com/2012/ ... st_16.html