Мыслить ступенями, а не нотами.
Мыслить ступенями, а не нотами.
при переходе с гармошки C на гармошку G столкнулся со следующей проблемой: не могу сразу сыграть все те же мелодии, что играл на С. просто "зависаю".<br> Причина в следующем: каждый раз когда играю - думаю, какую <u>ноту </u>я в этот момент играю. <br>Т.о. сыграть ту же мелодию на другой гармошке означает для меня "на ходу транспонировать, представить себе строй этой гармошки и сыграть".<br><br>надеюсь, я понятно объяснил
<br>интересно, кто-нибудь сталкивался с подобной проблемой? и смог ли с ней справиться?
-
kostarev
- Сообщения: 18
- Зарегистрирован: Сб дек 20, 2003 1:43 pm
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Издержки дурного нашего музыкального образования - привязка к бумажке, форма зомбирования такая. Нарисован кружок на 1-й линейке - играй ноту Е, как автомат. <br>Для гармошечников (позиционный инструмент, гитара, если откр. струнами не пользоваться, тоже) должно быть естественно мыслить ступенями, а если рассчитывать на моторику, а не на читку с листа, то играться в новой тональности на соотв. гармошке должно совсем легко (абсолютники не в счет, могут мучаться, если мозгов не хватает). Для импровизаций вообще естественно мыслить ступенями. Если инструмент не позволяет транспонировать без смены аппликатуры (или смены гармошки
) - типа духовых, или то же ф-но - тоже можно ступенями, только логика чуть сложнее выходит.
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5303
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Я мыслю и тем и другим. Только на новых для себя тональностях харпов (Ми, Си, Си-бемоль) мыслю ступенями и аппликатурой, но я уверен, что если буду много на них играть запомню строй свободно, а не отсчитывая от соседней тональности.
- BluesJammer
- Сообщения: 359
- Зарегистрирован: Сб авг 23, 2003 9:12 pm
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Одновременно мыслить тем и другим -<br>Вызывает уважение. <br>Но требует колоссальных усилий и постоянной практики.<br><br>2kostarev: Полностью согласен. Позиционный инструмент <br>сам по себе располагает к такому мышлению.<br>Так что не помешает помимо нот мыслить и позициями.<br>Даже Тильманс пользуется этим методом. А это уже показатель 
- BluesJammer
- Сообщения: 359
- Зарегистрирован: Сб авг 23, 2003 9:12 pm
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
На тему интуиции кому дано а кому и нет. По поводу муз образования ступеней и нот... Ну у меня муз образование ОЧЕНЬ странное, сначала акордеон муз школа, потом гитара, паралельно с муз торией отдельно, недавно вот взялся за гормошку, при наличии предъидущего образования проблемы возникают только с техникой а вот с осмыслением ,так сказать, пока ничего справляюсь
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Очень правильный вопрос
<br>Образами мы мыслим, а не предложениями, словами или буквами.<br>Если перенести аналогию на музыку, выходит надо мыслить тоже образами, а не мелодиями, рифами и нотами (и тем более табами).<br>Хм, а я думал, что надо мыслить мелодией, но соглашусь, что муз. образ - более широкое понятие
<br><br>Junior, молодец 
ха... щаззз ... хотелось бы но...сдается:<br>1. мыслит большинство ВИЗУАЛЬНЫМИ образами. Т.е. 90% людей не приспособлены для аудиомыслей.<br>2. которые очень и очень загажены именно СЛОВАМИ и ФРАЗАМИ.<br>(попробуй образно продумать "Почему я, балбес, занимаюсь изучением муз. грамотности". Хрена получится визуальный образ). У меня отрыв от слов и монолова в голове происходит только на воле в походах на 2-ю неделю.
-
kostarev
- Сообщения: 18
- Зарегистрирован: Сб дек 20, 2003 1:43 pm
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
На самом деле, теория музыки - настолько маленький и примитивный предмет, что на этом и заостряться не стоит. Выучил - и используй, где надо, а информации там меньше, чем в учебнике арифметики за 3-й класс. Так эта наука и называется - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ теория музыки. Такой мизерный объем знаний никакому творчеству помешать не в состоянии. <br>Естественно, каждый музыкант (в смысле - которого слушать можно) мыслит звуковыма образами - очень правильная идея. Если человек на это не способен, а подменяет музыкальные идеи зрительными, символами (нотами) или чем другим - скорее всего, он не то занятие себе выбрал.
-
Ashotovich
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
Еще хороша аналогия с пением: услышав приятный мотив, мы, обладая хоть каким-нибудь музыкальным слухом, воспроизводим его, напевая себе под нос, и при этом совершенно не задумываемся ни о ступенях, ни о нотах, ни об интервалах. Вот также и надо играть на любом муз. инструменте - прямое преобразование мелодии, звучащей в голове, в звук без всякой обработки. Как в Hi-End - чем меньше ступеней и преобразователей на пути от источника сигнала к АС (акустическим системам), тем лучше.<br>Посему я являюсь идейным противником всяческих табов, ибо гораздо полезней для поднятия мастерства подобрать мелодию самому.
так...костарев опустил меня уже дважды
))<br>сперва высказавшись об абсолютниках, потом про подмену образов нотами....<br><br>дискуссия ушла в полный оффтоп, опять сведясь к тому, надо ли учить ноты.<br><u>а борец за справедливость др. Глюк этому поспособствовал
)</u><br><br>так вот - объясняю по порядку. Когда я говорю что "мыслю нотами" не имеется в виду, что у меня нотный стан перед глазами и мелодия написана.. так что не надо тут про подмену звуковых образов зрительными.<br><br>речь шла о том, что,например, привык слышать "ми" на второй на выдох и интуитивно хочу сыграть "ми" (видимо тут то и затык) лезу дуть во вторую дырку.<br><br>2 костарев: в какой-то теме промелькнуло что ты преподаешь музыку...мож посоветуешь чего?
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Дим, это называется слишком умный
<br>В данном случае, слух абсолютный мешает больше, если бы слух был бы просто относительным.<br>Я считаю, что ты похвастался, т.к. неучам, типа меня, такая проблема не грозит
<br>Я думаю, надо сделать мааааленький шажок, чтобы научиться транспонировать в голове твои мелодии. Нужно просто разобраться с расположением нот на других гармошках. Интервалы одинаковые, вся заковыка только в названиях нот.
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
1. Я не похвастался, а поинтересовался, может у кого еще подобные проблемы есть. Оказалось что нет
)<br><br>2. Согласен что абсолютный слух скорее мешает.<br><br>3. В общем-то к этому шажку дело и идет. Вопрос в том, маленький ли он....<br><br>Ну как ни крути, а Слава везде прав....
)) на этом тему предлагаю закрыть за ненадобностью и бесполезностью. 
-
kostarev
- Сообщения: 18
- Зарегистрирован: Сб дек 20, 2003 1:43 pm
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
2 Штирлиц: <br>не наезжал я, извини, если так выглядело. <br>Действительно, абсолютное (нотное) мышление помогает существенно в той музыке, где присутствует заметно развитый тональный план, т.е. в европейской классике - и только. Вся остальная музыка в мире (ну, почти) - однотональна или вообще ладовая, модуляций нет совсем, и относительного (ступеневого) мышления вполне достаточно. Тебе, как абсолютнику (бедняга! я в себе эту болезнь успешно искоренил, сдирая музыку с плывущих и нестроящих магнитофонов, сейчас почти не дает о себе знать), могу посоветовать только откопать к-либо учебник по относительному сольфеджио и по нему какое-то время практиковаться. Или сначала хвататься за тонику, вбивать ее себе в голову и ост. ноты представлять в виде интервала с этой тоникой. Или привязывать ступени к позиции. По отн. сольф. была какая-то школа Кодаи, в прибалтике этим, вроде, баловались, можно у хоровиков поискать - они чаще с таким сталкиваются, чем инструменталисты. Наверное, сейчас много такого повыпускали, не знаю, давно не имел дела. Раньше оно считалось идеологически вредным :-О.
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5303
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
У меня до сих пор есть проблема с нотами при игре на тональностях которыми редко пользуюсь и строй гармошки в голове не держится. Я тогда смотрю по ступеням гармонии, мыслю ступенями, а ноты "отключаю". Надеюсь, выучу ноты автоматом на всех новых гармошках (ми, си, си-бемоль).
2 Amidas<br><br>Возьмём мелодию "Oh When the saints" и запишем для примера, первые четыре звука не нотами, а ступенями мажорного лада. Это будет - I , III , V , VI . В тональности До мажор это соответствует нотам До, Ми, Фа, Соль , а в тональности Соль мажор это соответственно - Соль, Си, До, Ре. Ну, а что для тебя первично, а что вторично решай сам. IMHO первичны, всё-таки ступени, а ноты появляются, если они нужны, когда выбрал тональность, где петь, или играть. На ГГ могут и не понадобятся, если ты снял вещь наслух и определился с "аппликатурой" ( для ГГ - с табами ), а не с нотного листа, т. к. для смены тональности, просто берёшь другую ГГ (другой тональности). <br><br>2 kostarev<br><br>Я правильно выразил твою мысль?
