Мыслить ступенями, а не нотами.

Обсуждение гармошек и того что и как с ними делать.
Ответить
Штирлиц
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2003 10:24 pm
Откуда: Москва

Мыслить ступенями, а не нотами.

Сообщение Штирлиц » Вс дек 21, 2003 5:25 pm

при переходе с гармошки C на гармошку G столкнулся со следующей проблемой: не могу сразу сыграть все те же мелодии, что играл на С. просто "зависаю".<br> Причина в следующем: каждый раз когда играю - думаю, какую <u>ноту </u>я в этот момент играю. <br>Т.о. сыграть ту же мелодию на другой гармошке означает для меня "на ходу транспонировать, представить себе строй этой гармошки и сыграть".<br><br>надеюсь, я понятно объяснил :)<br>интересно, кто-нибудь сталкивался с подобной проблемой? и смог ли с ней справиться?
Аватара пользователя
Павка
Сообщения: 686
Зарегистрирован: Пт сен 20, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Павка » Вс дек 21, 2003 5:43 pm

Вот поэтому я с самого начала обучения игре на гармошке старался не мыслить нотами. Не тот это инструмент. Вот на хроматике- другое дело без нот не обойдешься. А тут имхо даже лучше мыслить не ступенями, а номерами дырок...
Bend your knee in the face of Jesus!
kostarev
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Сб дек 20, 2003 1:43 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение kostarev » Вс дек 21, 2003 5:58 pm

Издержки дурного нашего музыкального образования - привязка к бумажке, форма зомбирования такая. Нарисован кружок на 1-й линейке - играй ноту Е, как автомат. <br>Для гармошечников (позиционный инструмент, гитара, если откр. струнами не пользоваться, тоже) должно быть естественно мыслить ступенями, а если рассчитывать на моторику, а не на читку с листа, то играться в новой тональности на соотв. гармошке должно совсем легко (абсолютники не в счет, могут мучаться, если мозгов не хватает). Для импровизаций вообще естественно мыслить ступенями. Если инструмент не позволяет транспонировать без смены аппликатуры (или смены гармошки :) ) - типа духовых, или то же ф-но - тоже можно ступенями, только логика чуть сложнее выходит.
Аватара пользователя
TiGr
Сообщения: 5195
Зарегистрирован: Ср ноя 27, 2002 3:00 am
Откуда: Бремен
Контактная информация:

Сообщение TiGr » Вс дек 21, 2003 6:03 pm

Ух ё... остаётся только радоваться, что меня никто так и не научил читать эти чёртовы ноты и мыслю я исключительно звуками :)))
[b]Наш с Лёней подкаст "Губные Гармошки" теперь живёт на harmonica.ru![/b]
Hippo
Сообщения: 145
Зарегистрирован: Вт ноя 12, 2002 3:00 am
Откуда: Алматы

Сообщение Hippo » Пн дек 22, 2003 12:26 pm

Согласен с Тигрой:)) Играю то что слышу и то что чувстсвую:)))
Граждане!!! Храните деньги в Сберегательном Банке!!!
Аватара пользователя
LVK
Сообщения: 382
Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
Откуда: Москва

Сообщение LVK » Пн дек 22, 2003 1:24 pm

Гораздо больше свободы дает умение _одновременно_ мыслить тем и другим. То есть, играя или слыша каждую ноту, понимать ее мгновенно и в тех, и в других терминах. Еще полезно слушать и "осознавать в реальном времени" интервалы между ними...
Аватара пользователя
Boris_Plotnikov
Сообщения: 5303
Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Boris_Plotnikov » Пн дек 22, 2003 3:31 pm

Я мыслю и тем и другим. Только на новых для себя тональностях харпов (Ми, Си, Си-бемоль) мыслю ступенями и аппликатурой, но я уверен, что если буду много на них играть запомню строй свободно, а не отсчитывая от соседней тональности.
[size=120]Музыкант. [url=http://www.seydel1847.de/epages/Seydel1847.sf/seccecbf5a51e/?ObjectPath=/Shops/Seydel/Categories/Artists/Alle_Kuenstler/Boris_Plotnikov]Эндорсер[/url] и [url=http://salespartner.seydel1847.de/salespartner2.asp?id=542&prioritaet=SEYDEL%20Service%20Partner]сервис-партнер[/url] фирмы [url=http://www.seydel1847.de]Seydel[/url]. Добро пожаловать на мой сайт [url=http://borisplotnikov.ru]http://borisplotnikov.ru[/url] и на [url=http://forum.harmonica.ru/viewforum.php?f=39]мой раздел на форуме[/url][/size]
Аватара пользователя
BluesJammer
Сообщения: 359
Зарегистрирован: Сб авг 23, 2003 9:12 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение BluesJammer » Пн дек 22, 2003 9:49 pm

Одновременно мыслить тем и другим -<br>Вызывает уважение. <br>Но требует колоссальных усилий и постоянной практики.<br><br>2kostarev: Полностью согласен. Позиционный инструмент <br>сам по себе располагает к такому мышлению.<br>Так что не помешает помимо нот мыслить и позициями.<br>Даже Тильманс пользуется этим методом. А это уже показатель :)
http://www.jamtracks.ru - Blues JamTracks
http://www.bluesguitar.ru - Сайт о слайд-гитаре
Аватара пользователя
Junior
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: Вт фев 04, 2003 9:01 pm
Откуда: Москва

Сообщение Junior » Пн дек 22, 2003 9:52 pm

"Пускай лошадь думает, у ей башка большая" :)))<br>У меня почему-то не получается одновременно думать и ирать. То есть если выходит что-то приличное, то исключительно когда не думаю. :-([])
Только взял боец гитару, сразу видно - гармонист.
Аватара пользователя
BluesJammer
Сообщения: 359
Зарегистрирован: Сб авг 23, 2003 9:12 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение BluesJammer » Пн дек 22, 2003 10:37 pm

IMHO:<br>Выучи как следует теорию, упражнения, и т.д.,<br>а потом постарайся всю эту хрень "забыть"<br>и играть "по интуиции". <br>Но у этой интуиции уже будет солидная основа :)
http://www.jamtracks.ru - Blues JamTracks
http://www.bluesguitar.ru - Сайт о слайд-гитаре
Darker
Сообщения: 7
Зарегистрирован: Чт дек 18, 2003 11:58 pm
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Darker » Вт дек 23, 2003 12:09 am

На тему интуиции кому дано а кому и нет. По поводу муз образования ступеней и нот... Ну у меня муз образование ОЧЕНЬ странное, сначала акордеон муз школа, потом гитара, паралельно с муз торией отдельно, недавно вот взялся за гормошку, при наличии предъидущего образования проблемы возникают только с техникой а вот с осмыслением ,так сказать, пока ничего справляюсь
drGLuck
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
Откуда: Москва

Сообщение drGLuck » Ср дек 24, 2003 3:42 pm

мое мнение - муз. теория необходима. Без нее... так всю жизнь и будешь играть 5 ликов и 10 выученных темок.<br>щаз как раз мучаю аккорды всякие, арпеджио, прочая мутотень, НО сдается оч. помогает, когда заклинивает, появляется возможность ПОНЯТЬ, почему, где что надо играть
Аватара пользователя
Junior
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: Вт фев 04, 2003 9:01 pm
Откуда: Москва

Сообщение Junior » Ср дек 24, 2003 4:44 pm

2 All:<br>А вот такой провокационный вопрос: во время разговора вы мыслите буквами? Или все же словами и фразами? Или, может быть, <i>мыслями</i> (сорри за тавтологию)?
Только взял боец гитару, сразу видно - гармонист.
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Ср дек 24, 2003 5:42 pm

Очень правильный вопрос :-)<br>Образами мы мыслим, а не предложениями, словами или буквами.<br>Если перенести аналогию на музыку, выходит надо мыслить тоже образами, а не мелодиями, рифами и нотами (и тем более табами).<br>Хм, а я думал, что надо мыслить мелодией, но соглашусь, что муз. образ - более широкое понятие :-)<br><br>Junior, молодец :-)
[i]"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)[/i]
drGLuck
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
Откуда: Москва

Сообщение drGLuck » Ср дек 24, 2003 6:16 pm

ха... щаззз ... хотелось бы но...сдается:<br>1. мыслит большинство ВИЗУАЛЬНЫМИ образами. Т.е. 90% людей не приспособлены для аудиомыслей.<br>2. которые очень и очень загажены именно СЛОВАМИ и ФРАЗАМИ.<br>(попробуй образно продумать "Почему я, балбес, занимаюсь изучением муз. грамотности". Хрена получится визуальный образ). У меня отрыв от слов и монолова в голове происходит только на воле в походах на 2-ю неделю.
drGLuck
Сообщения: 487
Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
Откуда: Москва

Сообщение drGLuck » Ср дек 24, 2003 6:52 pm

<div class=off>Прим. ред. "монолов" читать, как "монолог"</div>
Аватара пользователя
TiGr
Сообщения: 5195
Зарегистрирован: Ср ноя 27, 2002 3:00 am
Откуда: Бремен
Контактная информация:

Сообщение TiGr » Ср дек 24, 2003 8:00 pm

Все равно всyo ето фигня и от человека зависит. <br>Универсалнои формулы нет, кто-то и без теории классно играет, кто-то с теории тоску нагониает (без намеков на участников форума, т.к. таки не знажу)
[b]Наш с Лёней подкаст "Губные Гармошки" теперь живёт на harmonica.ru![/b]
kostarev
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Сб дек 20, 2003 1:43 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение kostarev » Ср дек 24, 2003 8:34 pm

На самом деле, теория музыки - настолько маленький и примитивный предмет, что на этом и заостряться не стоит. Выучил - и используй, где надо, а информации там меньше, чем в учебнике арифметики за 3-й класс. Так эта наука и называется - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ теория музыки. Такой мизерный объем знаний никакому творчеству помешать не в состоянии. <br>Естественно, каждый музыкант (в смысле - которого слушать можно) мыслит звуковыма образами - очень правильная идея. Если человек на это не способен, а подменяет музыкальные идеи зрительными, символами (нотами) или чем другим - скорее всего, он не то занятие себе выбрал.
Аватара пользователя
Павка
Сообщения: 686
Зарегистрирован: Пт сен 20, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Павка » Ср дек 24, 2003 8:46 pm

Если человек не может музыкальные образы выразить нотами - т.е. записать, то ничего ему не светит сыграть кроме импровизационной музыки. Да и импровизацию важно уметь потом осмыслить и записать нотами...
Bend your knee in the face of Jesus!
kostarev
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Сб дек 20, 2003 1:43 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение kostarev » Ср дек 24, 2003 9:30 pm

А интересно, многие ли из великих были муз. грамотными? Это не к тому, что я против образования...
Ashotovich
Сообщения: 793
Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
Откуда: Москва

Сообщение Ashotovich » Ср дек 24, 2003 9:30 pm

Еще хороша аналогия с пением: услышав приятный мотив, мы, обладая хоть каким-нибудь музыкальным слухом, воспроизводим его, напевая себе под нос, и при этом совершенно не задумываемся ни о ступенях, ни о нотах, ни об интервалах. Вот также и надо играть на любом муз. инструменте - прямое преобразование мелодии, звучащей в голове, в звук без всякой обработки. Как в Hi-End - чем меньше ступеней и преобразователей на пути от источника сигнала к АС (акустическим системам), тем лучше.<br>Посему я являюсь идейным противником всяческих табов, ибо гораздо полезней для поднятия мастерства подобрать мелодию самому.
Штирлиц
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2003 10:24 pm
Откуда: Москва

Сообщение Штирлиц » Ср дек 24, 2003 11:23 pm

так...костарев опустил меня уже дважды :)))<br>сперва высказавшись об абсолютниках, потом про подмену образов нотами....<br><br>дискуссия ушла в полный оффтоп, опять сведясь к тому, надо ли учить ноты.<br><u>а борец за справедливость др. Глюк этому поспособствовал :))</u><br><br>так вот - объясняю по порядку. Когда я говорю что "мыслю нотами" не имеется в виду, что у меня нотный стан перед глазами и мелодия написана.. так что не надо тут про подмену звуковых образов зрительными.<br><br>речь шла о том, что,например, привык слышать "ми" на второй на выдох и интуитивно хочу сыграть "ми" (видимо тут то и затык) лезу дуть во вторую дырку.<br><br>2 костарев: в какой-то теме промелькнуло что ты преподаешь музыку...мож посоветуешь чего?
Штирлиц
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2003 10:24 pm
Откуда: Москва

Сообщение Штирлиц » Ср дек 24, 2003 11:24 pm

очепятка; перепечатываю весь абзац:<br><br>речь шла о том, что,например, привык слышать "ми" на второй на выдох и интуитивно<b> когда</b> хочу сыграть "ми" (видимо тут то и затык) лезу дуть во вторую дырку.
Аватара пользователя
Junior
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: Вт фев 04, 2003 9:01 pm
Откуда: Москва

Сообщение Junior » Чт дек 25, 2003 3:03 am

<div class=off>А вот и не подеретесь. А я не провокатор. :)))</div>
Только взял боец гитару, сразу видно - гармонист.
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Чт дек 25, 2003 1:20 pm

Дим, это называется слишком умный :-)<br>В данном случае, слух абсолютный мешает больше, если бы слух был бы просто относительным.<br>Я считаю, что ты похвастался, т.к. неучам, типа меня, такая проблема не грозит :-)<br>Я думаю, надо сделать мааааленький шажок, чтобы научиться транспонировать в голове твои мелодии. Нужно просто разобраться с расположением нот на других гармошках. Интервалы одинаковые, вся заковыка только в названиях нот.
[i]"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)[/i]
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Чт дек 25, 2003 3:26 pm

Димон, я догадался - твой инструмент - Хроматика, или стань Ховардом Леви на До гармошке :-)
[i]"А сейчас надо обязательно дунуть. Если не дунуть - никакого чуда не произойдет" (Амаяк Акопян)[/i]
Штирлиц
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2003 10:24 pm
Откуда: Москва

Сообщение Штирлиц » Чт дек 25, 2003 7:15 pm

1. Я не похвастался, а поинтересовался, может у кого еще подобные проблемы есть. Оказалось что нет :))<br><br>2. Согласен что абсолютный слух скорее мешает.<br><br>3. В общем-то к этому шажку дело и идет. Вопрос в том, маленький ли он....<br><br>Ну как ни крути, а Слава везде прав.... :))) на этом тему предлагаю закрыть за ненадобностью и бесполезностью. :)
kostarev
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Сб дек 20, 2003 1:43 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение kostarev » Чт дек 25, 2003 7:43 pm

2 Штирлиц: <br>не наезжал я, извини, если так выглядело. <br>Действительно, абсолютное (нотное) мышление помогает существенно в той музыке, где присутствует заметно развитый тональный план, т.е. в европейской классике - и только. Вся остальная музыка в мире (ну, почти) - однотональна или вообще ладовая, модуляций нет совсем, и относительного (ступеневого) мышления вполне достаточно. Тебе, как абсолютнику (бедняга! я в себе эту болезнь успешно искоренил, сдирая музыку с плывущих и нестроящих магнитофонов, сейчас почти не дает о себе знать), могу посоветовать только откопать к-либо учебник по относительному сольфеджио и по нему какое-то время практиковаться. Или сначала хвататься за тонику, вбивать ее себе в голову и ост. ноты представлять в виде интервала с этой тоникой. Или привязывать ступени к позиции. По отн. сольф. была какая-то школа Кодаи, в прибалтике этим, вроде, баловались, можно у хоровиков поискать - они чаще с таким сталкиваются, чем инструменталисты. Наверное, сейчас много такого повыпускали, не знаю, давно не имел дела. Раньше оно считалось идеологически вредным :-О.
Аватара пользователя
Boris_Plotnikov
Сообщения: 5303
Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Boris_Plotnikov » Чт дек 25, 2003 7:44 pm

У меня до сих пор есть проблема с нотами при игре на тональностях которыми редко пользуюсь и строй гармошки в голове не держится. Я тогда смотрю по ступеням гармонии, мыслю ступенями, а ноты "отключаю". Надеюсь, выучу ноты автоматом на всех новых гармошках (ми, си, си-бемоль).
[size=120]Музыкант. [url=http://www.seydel1847.de/epages/Seydel1847.sf/seccecbf5a51e/?ObjectPath=/Shops/Seydel/Categories/Artists/Alle_Kuenstler/Boris_Plotnikov]Эндорсер[/url] и [url=http://salespartner.seydel1847.de/salespartner2.asp?id=542&prioritaet=SEYDEL%20Service%20Partner]сервис-партнер[/url] фирмы [url=http://www.seydel1847.de]Seydel[/url]. Добро пожаловать на мой сайт [url=http://borisplotnikov.ru]http://borisplotnikov.ru[/url] и на [url=http://forum.harmonica.ru/viewforum.php?f=39]мой раздел на форуме[/url][/size]
Штирлиц
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2003 10:24 pm
Откуда: Москва

Сообщение Штирлиц » Чт дек 25, 2003 7:54 pm

ух ты! а что такое "относительное сольфеджио"? и чем оно от обычного отличается?
kostarev
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Сб дек 20, 2003 1:43 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение kostarev » Чт дек 25, 2003 8:18 pm

Там все наоборот - идет не от ноты к ее месту в музыке, а от роли в музыке ( ступени в ладу, тональности и т. д. , функции) к конкретным нотам, которые это место занимают. Т.е., на начальном этапе нот как таковых нет вообще, а только ступени.
Amidas
Сообщения: 343
Зарегистрирован: Пт авг 08, 2003 2:56 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Amidas » Сб дек 27, 2003 1:37 pm

Кто-нить! Дайте определение термину "ступень", а то ведь ни чего не понятно.
kostarev
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Сб дек 20, 2003 1:43 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение kostarev » Сб дек 27, 2003 2:16 pm

На примере. <br>В тональности До-мажор. Нота До (C) = 1-я ступень, D - 2-я, E - 3-я и так далее... нота Си (Н) - 7-я. <br>Пример дурной, т.к. к до-мажору привязываться нельзя. <br>В тональности ми-минор. Нота Ми (Е) = 1-я ступень, F# - 2-я, G - 3-я и так далее... нота Ре (D) - 7-я.
Аватара пользователя
Starper
Сообщения: 1337
Зарегистрирован: Чт июл 03, 2003 12:54 am
Откуда: Ростов на Дону

Сообщение Starper » Сб дек 27, 2003 3:31 pm

2 Amidas<br><br>Возьмём мелодию "Oh When the saints" и запишем для примера, первые четыре звука не нотами, а ступенями мажорного лада. Это будет - I , III , V , VI . В тональности До мажор это соответствует нотам До, Ми, Фа, Соль , а в тональности Соль мажор это соответственно - Соль, Си, До, Ре. Ну, а что для тебя первично, а что вторично решай сам. IMHO первичны, всё-таки ступени, а ноты появляются, если они нужны, когда выбрал тональность, где петь, или играть. На ГГ могут и не понадобятся, если ты снял вещь наслух и определился с "аппликатурой" ( для ГГ - с табами ), а не с нотного листа, т. к. для смены тональности, просто берёшь другую ГГ (другой тональности). <br><br>2 kostarev<br><br>Я правильно выразил твою мысль?
kostarev
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Сб дек 20, 2003 1:43 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение kostarev » Сб дек 27, 2003 3:51 pm

Ну да, это и имелось в виду...
Amidas
Сообщения: 343
Зарегистрирован: Пт авг 08, 2003 2:56 pm
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение Amidas » Сб дек 27, 2003 6:11 pm

Спасибо, разобрался.<br>Я вообще-то мелодии дырками на гамошке меряю. Грубо говоря одна и таже табулатура на разных гармошках звучит в разных тональностях. Я никогда про ноты не задумываюсь, поскольку для меня это сложно. А вот сейчас решил разобраться, авось пригодится.
Ответить