[Бенд] несколько вопросов по физике и идеологии бендинга
- LeVitaN
- Сообщения: 3671
- Зарегистрирован: Пн июн 26, 2006 4:07 pm
- Откуда: Кингисепп, Ленобласть
- Контактная информация:
[Бенд] несколько вопросов по физике и идеологии бендинга
Все форумчанам - респект!
Сильно поиском по форуму не занимался, потому простите возможные рипИты...
Несколько вопросов – по бенду (по физике и идеологии). Так ли это?
1. Бенды – случайный продукт звукоивлечения на диатонической гармонике рихтеровского строя. Т.е. изначально конструкторы не закладывали возможность использования данного приема извлечения звука и только потом технология бендинга получила толчок к развитию...
2. На диатонике невозможно извлечь бенд с помощью мехов или другим способом без использования артикуляционного аппарата (рта).
3. Четкого объяснения как правильно брать бенд не может дать никто – иначе откуда столько вопросов. Это как научиться плавать…
4. Плотников пишет про влияние второго язычка на бенд. Пробовал ли кто-нибудь "заглушить" параллельный язычок «на выдох» и сделать бенд, например, 4-вдох?
Саша Домбров бендит на тремоле – там каждая «дырка» в гребенке пускает воздух только на свой язычок. А он бендится! Значит ли что на бенд влияет резонанс второго язычка
5. Выражение "неправильное звукоизвлечение" при бендинге слишком общо. Туда влючена и скорость-направление воздушной струи и положение языка и артикуляция...
Но еще нужно говорить о частоте резонатора (рта) и корреляции (связи, влиянии) этой частоты с частотой язычка, который входит в бенд.
Послушайте у Братецкого на диске. Он говорит про «А-а-а.… и У-у-у… на вдохе», при этом в примере явно слышно, что он изменяет не только артикуляцию для «смены буквы», но и объем резонатора, т.е. частоту звука, тон.
Кто-нибудь наверное слышал про «зубарики», это когда мелодия выщелкивается ногтем по зубам, тона звука при этом меняется объемом-формой ротовой полости. У кого этот прием получается – проблем с бендингом не будет. мне кажется...
Спасибо, извините "взрослого дядьку"...
Сильно поиском по форуму не занимался, потому простите возможные рипИты...
Несколько вопросов – по бенду (по физике и идеологии). Так ли это?
1. Бенды – случайный продукт звукоивлечения на диатонической гармонике рихтеровского строя. Т.е. изначально конструкторы не закладывали возможность использования данного приема извлечения звука и только потом технология бендинга получила толчок к развитию...
2. На диатонике невозможно извлечь бенд с помощью мехов или другим способом без использования артикуляционного аппарата (рта).
3. Четкого объяснения как правильно брать бенд не может дать никто – иначе откуда столько вопросов. Это как научиться плавать…
4. Плотников пишет про влияние второго язычка на бенд. Пробовал ли кто-нибудь "заглушить" параллельный язычок «на выдох» и сделать бенд, например, 4-вдох?
Саша Домбров бендит на тремоле – там каждая «дырка» в гребенке пускает воздух только на свой язычок. А он бендится! Значит ли что на бенд влияет резонанс второго язычка
5. Выражение "неправильное звукоизвлечение" при бендинге слишком общо. Туда влючена и скорость-направление воздушной струи и положение языка и артикуляция...
Но еще нужно говорить о частоте резонатора (рта) и корреляции (связи, влиянии) этой частоты с частотой язычка, который входит в бенд.
Послушайте у Братецкого на диске. Он говорит про «А-а-а.… и У-у-у… на вдохе», при этом в примере явно слышно, что он изменяет не только артикуляцию для «смены буквы», но и объем резонатора, т.е. частоту звука, тон.
Кто-нибудь наверное слышал про «зубарики», это когда мелодия выщелкивается ногтем по зубам, тона звука при этом меняется объемом-формой ротовой полости. У кого этот прием получается – проблем с бендингом не будет. мне кажется...
Спасибо, извините "взрослого дядьку"...
друг, ты близок к истине даже не знаю насколько! Я отсылаю тебя к превосходной статье. Мне кажется, там есть некоторые ответы.
http://harmonica.ru/theory/articles/bend_inside/
http://harmonica.ru/theory/articles/bend_inside/
-
silverholder
- Сообщения: 653
- Зарегистрирован: Вт май 10, 2005 1:52 am
Mpoe
Спасибо за статью. Очень интересный научнный подход к звукоизвлечению. Но статья "притянута за уши" к гармошке, в которой в каждой дырке два язычка и рассмотрено взаимодействие двух язычков.
Не предполагалось ответить на вопрос, почему на 1/2 тона (и не более) можно понизить звук одного язычка без воздействия на какие-либо другие. Особенно понравился прибор, который играет и бенды и овербенды. Объясни конструкцию новичку-и с бендами и овербендами никаких проблем!
Спасибо за статью. Очень интересный научнный подход к звукоизвлечению. Но статья "притянута за уши" к гармошке, в которой в каждой дырке два язычка и рассмотрено взаимодействие двух язычков.
Не предполагалось ответить на вопрос, почему на 1/2 тона (и не более) можно понизить звук одного язычка без воздействия на какие-либо другие. Особенно понравился прибор, который играет и бенды и овербенды. Объясни конструкцию новичку-и с бендами и овербендами никаких проблем!
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
[quote="silverholder"]Mpoe
Спасибо за статью. Очень интересный научнный подход к звукоизвлечению...[quote]
Читайте Harmoniuca.ru там много полезного. Статья там не один год уже лежит.
Честно, сказать, с утра нет настроения отвечать на всё по пунктам.
В этот раз поленюсь.
Спасибо за статью. Очень интересный научнный подход к звукоизвлечению...[quote]
Читайте Harmoniuca.ru там много полезного. Статья там не один год уже лежит.
Честно, сказать, с утра нет настроения отвечать на всё по пунктам.
В этот раз поленюсь.
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5303
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: [Бенд] несколько вопросов по физике и идеологии бендинга
Пробовал неоднократно - получается обычный одноязычковый хроматический бенд, который можно бендить глубже, но уже при понижении на полтона он начинает звучать хуже, т.к. второй язык не входит в резонанс.LeVitaN писал(а): 4. Плотников пишет про влияние второго язычка на бенд. Пробовал ли кто-нибудь "заглушить" параллельный язычок «на выдох» и сделать бенд, например, 4-вдох?
Смеха ради возьми бенд на полтора тона на 3-й дырке и заглуши язычок на вдоховой плате - бенд будет звучать, т.к. полный бенд на 3-й дырке - это по большому счету овербенд на 3-м язычке на выдоховой плате, а вдоховы практически не участвует в этом процессе.
Я не вдавался глубоко, но, на мой взгляд, гавное, это перегородить путь воздуху, идущему на язычок таким образом чтобы возник дополнительный резонатор между языком и гармошкой. Мне кажется, направление и скорость струи не причем.5. Выражение "неправильное звукоизвлечение" при бендинге слишком общо. Туда влючена и скорость-направление воздушной струи и положение языка и артикуляция...
Но еще нужно говорить о частоте резонатора (рта) и корреляции (связи, влиянии) этой частоты с частотой язычка, который входит в бенд.
напрвление струи воздуха чистой воды вымысел. Я делал полный бенд повернул гармошку на 90 градусов. И вверх ногами и вобще как угодно повернув гармошку. Во всех случаях техника одна и та же. Даже на дырках 7-10, где у меня работает в основном только кончик языка, я извлекал бенд боком. Так что все эти статьи про угол атаки не имеют смысла.
- Дядя Серёжа
- Сообщения: 1186
- Зарегистрирован: Сб июн 25, 2005 12:38 am
- Откуда: Москва, Марьино
Дык, струю воздуха гнешь не в гармошке, а (пардон
) во рту за зубами. Скажем, на первых дырках, чем глубже бенд, тем ближе к зубам гнешь. Хотя, возможно, это и мое чисто субъективное ощущение. 

Что угодно, но играть, чтобы от волнения и удовольствия у тебя волосы на руках вставали дыбом.©
хм, да, точно.)
тут написано:
а почему бенд извлекается когда гармошка боком повернута?Чтобы извлекаемый вами звук стал ниже, вы должны направить воздух в направлении вашего верхнего нёба. То есть вы вытягиваете воздух из гармошки вверх.
тут написано:
получается все дело не в этих ключевых точках, а во рту?Дело в том, что каждый из язычков в 1 -м, 2-м, 3-м, 4-м и т.д. отверстиях имеет свою "ключевую точку". Положение "ключевых точек" при вдохе через 2-е и 4-е отверстия различно. Когда вы изменяете угол атаки струи, это напоминает втягивание воздуха из какой-то точки внутри гармошки (например, с поверхности язычка). Напомню, что при обычном звукоизвлечении воздушный поток направляется параллельно плоскости язычка. Эти "ключевые точки" для разных отверстий имеют свое местоположение.
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Что есть свет? Волновой процесс или поток частиц квантов?
Есть две модели описывающие свет - квантовая и волновая, но обе они имеют право на существование, т.к. они всего лишь модель, описывающая реальный процесс.
Тоже самое с бендингом. Любое объяснение его основ, это субъективная модель, помощь исполнителю в освоении этого приема.
Я читал множество описаний и советов, как достичь бендовых нот, от "правильных" (как я считаю), до совершенно недопустимых (таких, как задирание заднего края гармошки).
Можно написать формулы, описывающие колебания язычков, можно сто раз посмотреть как делает бендинг Братецкий, но это ничего не даст, пока исполнитель сам не возьмет инструмент и не начнет искать как делать бенд сам.
Любое описание бендинга имеет право быть, если оно помогло конкретному музыканту его освоить.
Лично я считаю, что бенд возникает при изменении добротности колебательной системы "пара язычков - вокальный аппарат исполнителя". Изменяя колебательные свойства резонатора мы можем управлять частотой колебаний. Другой вопрос, как каждый конкрнетный исполнитель этого добивается. Кто-то гнет звук горлом, кто то загибает его в небо, а кто то под язык. Кто то использует корень языка, кто то его кончик, а нектороые пытаются бендить, загибая задний край гармоники.
Есть две модели описывающие свет - квантовая и волновая, но обе они имеют право на существование, т.к. они всего лишь модель, описывающая реальный процесс.
Тоже самое с бендингом. Любое объяснение его основ, это субъективная модель, помощь исполнителю в освоении этого приема.
Я читал множество описаний и советов, как достичь бендовых нот, от "правильных" (как я считаю), до совершенно недопустимых (таких, как задирание заднего края гармошки).
Можно написать формулы, описывающие колебания язычков, можно сто раз посмотреть как делает бендинг Братецкий, но это ничего не даст, пока исполнитель сам не возьмет инструмент и не начнет искать как делать бенд сам.
Любое описание бендинга имеет право быть, если оно помогло конкретному музыканту его освоить.
Лично я считаю, что бенд возникает при изменении добротности колебательной системы "пара язычков - вокальный аппарат исполнителя". Изменяя колебательные свойства резонатора мы можем управлять частотой колебаний. Другой вопрос, как каждый конкрнетный исполнитель этого добивается. Кто-то гнет звук горлом, кто то загибает его в небо, а кто то под язык. Кто то использует корень языка, кто то его кончик, а нектороые пытаются бендить, загибая задний край гармоники.
