Какой ТВОЙ уровень?! Тест Адама Гассова для блюз харперов.
Новичок
Ты делаешь первые шаги. С трудом берешь чистые одиночные ноты, неуверенно переходишь от одной ноты к другой. Ты был бы счастлив освоить простые мелодии, типа «О, Сюзанна». У тебя не получается уверенно держать ритм, отбивая его ногой во время игры. Когда ты играешь аккорды, они звучат зажато и сипло. Ты не знаешь, что музыканты называют словом groove. Чувствуешь, что в тебе много музыки, но не знаешь что делать со ртом, руками и гармошкой, чтобы сыграть её. Ты не умеешь бендить, чтобы получить тот блюзовый звук, который слышал на записях. 12-тактный блюзовый квадрат — тайна для тебя.
Продвинутый новичок
Ты освоил основы. Играешь простые мелодии вроде «О, Сюзанна» без особых проблем. Можешь держать ритм ногой, но сбиваешься в сложных местах. Пытаешься играть ритм аккордами, но теряешь грув, когда пытаешься разнообразить его. У тебя получается бендить 4 вдох. Бенды на 2 и 3 пока тяжелы для тебя и, даже если у тебя получается бендить их, звучат они плохо. Если нужно будет импровизировать — повоешь на бендах, но быстро потеряешься в квадрате. Ты не понимаешь, какие ноты на какой аккорд нужно играть.
Средний
Ты бендишь 4, 3 и 2 без особых проблем. Бенды 4 и 2 звучат хорошо, 3 не звучит блюзово, потому что ты не попадаешь в blue note, а бендишь на 1/2 тона. Ты пытаешься играть с блокировкой языком, но пока не очень успешно. Легко играешь простые мелодии. Иногда импровизируешь под блюзовые минуса, или под гитару друга. Ты даже можешь иногда участвовать в джемах, или играть в местной группе. Немного знаешь гармонию: например, что 2 вдох — тоника I аккорда, а 4 вдох хорошо ложится на V аккорд. Учишься импровизировать, и нуждаешься в знаниях, какие ноты хорошо ложатся на какой из аккордов. Если нужно сыграть 2-3 квадрата, у тебя быстро кончаются идеи. Ты звучишь блюзово для своих друзей, но начинаешь понимать, насколько мало знаешь о блюзовой гармонике. У тебя получается держать ритм, и даже играть ритмические паттерны аккордами («паровоз» или chugging). Ты не уверен в том, что такое свинг, и как применять его в своей игре.
Продвинутый средний
Ты прошёл все основы и намного дальше. Бендишь 1, 2, 3, 4 и 6; играешь бенд ¼ на 5, как Литтл Волтер в Juke. Можешь бендить 8 и 9 на низких гармошках, и даже 10. Умеешь делать трели, чаггинг, глиссандо. Уверенно играешь с БЯ. Легко импровизируешь на блюзовые, кантри и госпел темы, такие как «Key to the Highway», «I Got a Woman», «This Little Light of Mine». Почти наверняка участвуешь в джемах, может быть играешь в группе. Тем не менее, понимаешь, что твой репертуар ограничен, и ищешь возможности его расширить. У тебя есть сильные стороны, но есть и слабые. Солируя, стараешься держаться «знакомой территории» и нескольких хорошо выученных ходов. Как правило, ты играешь слишком много, не оставляя достаточного пространства. Играешь достаточно уверенно в рамках 2 позиции, но знаешь, что играл бы лучше, имея больше знаний о гармонии (когда джазисты говорят о 13-м аккорде, не можешь сразу сообразить, какие интервалы в него входят). Знаком с овербендами, можешь сыграть ноту-другую, но не работаешь над этой техникой, чтобы включить её в свою игру. 2 позиция для тебя гораздо более удобная, чем 1 и 3. Прежде всего, ты знаешь, что есть тональные, гармонические и ритмические тонкости, которые отличают игру по-настоящему хороших харперов от того, что делаешь ты. И хочешь им научиться.