Где родина губной гармошки?

Общение не по гармошечным темам
Ответить
Аватара пользователя
iDem
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт май 05, 2005 8:15 pm
Откуда: Томск
Контактная информация:

Где родина губной гармошки?

Сообщение iDem » Пн май 01, 2006 9:19 pm

Где родина губной гармошки?

Наталья Владиславовна Порцевская из Санкт-Петербурга слушает наши передачи уже более двадцати лет, а вот пишет нам впервые.

“Во времена “железного занавеса” мы могли только из ваших передач узнавать правду о мире и о своей стране, о мировой культуре, о новинках самиздата и зарубежной литературы. С детства помню, как всей семьей мы собирались по вечерам на кухне и, прорываясь сквозь вой “глушилок” ловили ваши передачи. Я всегда трепетно относилась к Германии, интересовалась её историей, культурой и хотела лучше изучить немецкий язык. Сейчас я являюсь членом клуба слушателей "Немецкой волны" на Большой Охте, которым руководит замечательный человек, настоящий энтузиаст своего дела Валентина Ивановна Устиненко. Все мы в клубе очень разные люди по возрасту, положению и образованию, но всех нас объединяет любовь к немецкому языку и немецкой культуре, стремление узнать как можно больше о вашей стране. Бесценую помощь в работе нашего клуба оказывают ваши передачи, особенно радиокурс "Deutsch. Warum nicht?" Мы были бы вам признательны за сопроводительные учебники в этому радиокурсу. Творческих вам успехов!»

Благодарим Вас, уважаемая Наталья Владиславовна, за добрые слова, за преданность нашей радиостанции. Сопроводительные учебники уже в пути, мы надеемся, что вы останетесь с нами еще многие годы. Здоровья Вам и всего хорошего.

Анатолий Равдин из города Жуковского Московской области благодарит нас за книгу «Наброски к портретам» и вот что пишет:

«Ваше радио как никакое другое не радует своих слушателей. На сей раз я даже не обратил внимание на упрямство почтальона Юли, которая не хочет оставлять нестандартную корреспонденцию на почте, упорно запихивая её в почтовые ящики. В этот раз ей не удалось запихать ваш пакет в почтовый ящик, и она решила оставить его прямо на полу. К счастью его подобрала моя соседка. Книга «Наброски к портретам» оказалась настолько увлекательной, что собираясь лишь бегло просмотреть её, я долго не мог оторваться, хотя о некоторых исторических персонах я не стал бы читать специально, считая диктаторов и политиков недостояными внимания. Но Ефим Шуман и другие авторы книги убеждают в обратном. Диктаторы давят, политики лгут, но вот находятся люди, которые преодолевают страх и совершают поступки, игнорируя опасность для жизни. Жить по правде, умереть за правду - от этого уже не отмахнешься. Так что, спасибо вам за книгу – настоящий источник знаний. Недавно я начал учиться игре на саксофоне и вдруг вспомнил, что в одной из ваших передач шла речь о новых технологиях в производстве духовых инструментов, которые снижают физические усилие, необходимое для игры. К сожалению, не помню названия передачи. Я был бы вам очень признателен за информацию на эту тему».

Уважаемый господин Равдин, это была февральская передача «Наука и техника». В ней, в частности, шла речь о том, как профессор Дрезденского технического университета, специалист в области авиационной и космической техники, взялся за оптимизацию деревянных духовых инструментов. Извлечение звуков из фагота, например, требует от исполнителя немало сил. Текст передачи мы Вам уже выслали. Оставайтесь с нами на наших волнах.

Учительница немецкого языка Людмила Штумпф из Калининграда спрашивает, действительно ли в скором времени Германия планирует пустить регулярный туристический поезд Берлин - Санкт-Петербург, маршрут которого будет проходить через Калининград?

Наш внештатный корреспондент Лариса Худикова передает из Москвы:


Гостиница на колесах – туристический поезд класса «Люкс» по типу немецкого «Тальго» начнет курсировать в мае следующего года от Берлина до Санкт-Петербурга с остановками в Калининграде, Риге, Таллине и Вильнюсе. В этих городах планируются длительные стоянки, так что пассажиры-туристы смогут погулять и осмотреть местные достопримечательности. Об этом недавно договорились президент «Российских железных дорог» Геннадий Фадеев и глава Deutsche Bahn Хартмут Мeдорн. Планируется, что организацией данного проекта будет заниматься совместное акционерное общество железных дорог России и Германии с представительством в Калининграде.

Уникальной для России особенностью станет изменяемая в процессе движения поезда ширина колеи. Как известно, на российских железных дорогах колея шире, чем у европейских соседей. Кстати, ранее поезда, способные без перестановки колёс переходить на разную по ширине колею, эксплуатировались только в Европе. В «Российских железных дорогах» говорят, что после пуска такого туристического поезда только по самым приблизительным подсчетам в летние месяцы Калининград, Санкт- Петербург и столицы стран Балтии смогут посетить до 25-ти тысяч туристов из Германии.

Денис Мартыненко из Самарканда вот о чем просит:

«Расскажите, пожалуйста, об истории создания и развития губной гармошки. Увлекаются ли немцы игре на губной гармошке?»

Моя коллега Ирина Блюмкина специально для Дениса Мартыненко подготовила репортаж на эту тему.

Нет, не так звучала она, настоящая немецкая губная гармоника- та, которая отправила историков и музыкантов в длительные поиски своего происхождения. Та, на которой в 19-м веке эмигранты из Германии вдали от родного края исполняли свои традиционные мелодии, и которая стала мостом между их новой и старой родиной.

То, что небольшой язычковый музыкальный инструмент прямоугольной формы был изобретен не в Америке, знают даже немногие немцы. Как не знают, впрочем, и того, что губная гармоника достигла расцвета своего производства именно на их родине- в Германии.

«Губная гармоника? Я ее к сожалению вообще мало слышал... У меня сразу возникают ассоциации с другими народами: французами, итальянцами, цыганами».

Вряд ли можно упрекнуть Франца Никеля в незнании национальных традиций. Ведь действительно упоминания об этом музыкальном инструменте можно найти сразу в нескольких странах.

Однако первые звуки губной гармоники появились на свет не на родине Иоганна Себастиана Баха или Людвига ван Бетховена, а в Австрии. Тем не менее, многие ошибочно считают «отцом» язычкового музыкального инструмента немца Фридриха Бушмана, признается директор музея губной гармоники и аккордеона в городке Троссинген земли Баден- Вюрттемберг Мартин Хэфнер:

«История с Бушманом- всего лишь легенда. Если заняться более детальным изучением процесса возникновения этого музыкального инструмента, то не находишь никаких доказательств того, что идея принадлежала тюрингскому мастеру. Существовало много других изобретателей и мастеров. Нельзя сказать, что они позаимствовали оригинал у Фридриха Бушмана. В архиве семьи немецкого мастера остался только один документ, -он находится в распоряжении нашего музея- письмо от 1828 года, в котором Бушман описывает, якобы, свое изобретение. Однако существуют доказательства, что музыкальный инструмент к тому времени уже три года как был известен в Вене. Тем не менее, нельзя исключить и тот факт, что Австрия могла быть не первой страной, где появилась губная гармоника, и что ее могли производить где- то и в другом месте. Но все- таки в пользу австрийских корней этого музыкального инструмента свидетельствует много фактов».

Итак, губная гармоника была создана и впервые испробована в 1825 году в Вене, мастером Антоном Рейнлейном. В адресных книгах венского патентного ведомства в начале 30-х годов 19 века имеются соответствующие записи о ее производителях. В музее заинтересовались, что послужило причиной распространения недостоверной информации о создателе губной гармоники. Первые следы, проливающие свет на эту загадку, ведут в начало 20- го века, в 1905 год. Внук Фридриха Бушмана решил запечатлеть имя дедушки в истории музыки и опубликовал в одном из музыкальных журналов статью, рассказывающую об изобретении немецкого мастера.

Кроме того, фальсификации истории возникновения музыкального инструмента способствовала и крупнейшая в Германии фирма по производству губной гармоники имени Матиаса Хонера в Троссингене. Она выпустила в 30-е годы 20 –го века книгу о Бушмане, в которой он опять же фигурировал как создатель губной гармоники. Неудивительно, что в то время никто не опроверг это ложное утверждение. Ведь в период Третьего Рейха оно оказалось как раз желаемым нацистами доказательством государственной силы и культурного потенциала их страны.

Однако несмотря на рождение губной гармоники на австрийской земле, массовое распространение она все- таки получила на территории Германии. В 1857 году часовщик из Троссингена Матиас Хонер основал небольшую фирму по выпуску губной гармоники, и через 30 лет его производство достигло миллионной отметки. Правда, в начале дела Хонера шли не так благополучно, как рассказывает Мартин Хэфнер:

«В 1857 году Хонер впал в отчаяние: музыкальный инструмент не так хорошо продавался, он был еще не совершенен в звучании. Тогда жена Матиаса Хонера предложила ему отправить губную гармонику в Канаду, к родственникам, в семью Петера Хэнцле. Канадцы, по ее мнению, ставили менее высокие требования к инструменту, чем немецкие клиенты».

Именно тогда немецкая губная гармоника совершила свое первое путешествие за океан. И оно оказалось удачным. С тех пор Матиас Хонер стал успешно экспортировать этот музыкальный инструмент в Америку. Губная гармоника там настолько прижилась, что многие американцы до сих пор считают ее своим национальным музыкальным инструментом.

Растущая популярность губной гармоники в США в 20, 30- е годы прошлого века способствовала ее использованию повсюду: на улице, в кинематографе, в театральных постановках. Игре на этом музыкальном инструменте даже стали обучать во многих американских школах. «Американизация» губной гармоники не прошла бесследно в сознании немцев, как например, Андреи Фритцш, сотрудницы университетского языкового центра:

«У меня губная гармоника ассоциируется не обязательно с Германией. Вспоминаются вестерны, музыка в стиле кантри».

Тем не менее, Мартин Хэфнер убежден:

«Губная гармоника- традиционный немецкий музыкальный инструмент! Австрия и Германия входят в единое в культурном плане немецкоязычное пространство. Однозначно, господство на мировом рынке губной гармоники принадлежало в течение века немецким производителям. И Матиас Хонер из Троссингена занимал среди них ведущее положение».

Нет, не канули еще в неизвестность национальные корни губной гармоники, даже несмотря на исторические неточности, на блюзовые и джазовые обработки ее звучания. Правда, немцы мало слушают этот музыкальный инструмент, а больше увлекаются поп, рок или классической музыкой. Насладиться игрой немецкой губной гармоники можно теперь разве что только на фестивале в земле Саксония, в Клингентале - одном из крупнейших центров по производству этого музыкального инструмента.


Виктор Вайц ”Немецкая волна"

Cтатья вот здесь лежала http://www.dw-world.de
Аватара пользователя
Slava Chernov
Сообщения: 11521
Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Slava Chernov » Вт май 02, 2006 10:49 am

Ну, если убрать лишнее про пожилую фанатку немецкого радио, про поезд Берлин-Питер и т.п. первые абзацы, не относящиеся к гармонике, то прям хоть на сайт в виде статьи вывешивай.
Жалко, если потом затеряется в форуме.
В любом случае интересно прочитать.
Ответить