АРТИКУЛЯЦИЯ:
Повышаем выразительность своей игры
Одной из важных особенностей джазовой музыки является артикуляция, которой многие музыканты пользуются для того, чтобы повысить выразительность своей музыки. Некоторые музыканты обожают обычную свинговую артикуляцию, близкую по звучанию к эпохам свинга и бибопа, другие используют артикуляцию в незначительных количествах, во время игры легированных или смазанных фраз, некоторые используют стакатто в своей игре, чтобы добавить выразительности, или подчеркнуть звучание определенной ноты или фразы.
Практически все музыканты, рано или поздно, приходят к такому стилю артикуляции, который лучше всего подходит им для самовыражения в музыке. Начинающие исполнители часто сталкиваются с заторможенностью собственных мускулов при необходимости точного касания клавиш пальцами, будь то саксофон, труба, пианино, гитара или любой другой инструмент.
Думайте об артикуляции, как о хорошем, чётком произношении. Никому не нравится слушать лектора или музыканта, который не в состоянии чётко и эффективно донести свою мысль из-за того, что у него отсутствует связь между тем, о чём он думает, и тем, что он говорит (связь от мозга к губам, пальцам, дыханию и т.д.). Некоторые музыканты от природы обладают способностью к артикуляции в джазовых фразах. Такие исполнители, как правило, слушали записи и запоминали общие, наиболее часто используемые стили артикуляции ВЫДАЮЩИХСЯ джазовых музыкантов. При добавлении этих проверенных стилей артикуляции в своё собственное видение исполнения музыки, такие исполнители часто берут немножко отсюда, немножко оттуда, чуть-чуть добавляют от себя и, в результате, могу играть достаточно однородно. Одним из главных препятствий, которое может превратиться в ступеньку, это использование музыкантом большого количества “тат тат тат” или “тут тут тут”. (Примечание: Для клавишных, баса, гитары и других, артикуляция языком аналогична атаке или акцентированию). Когда вы играете несколько нот подряд, с артикуляцией языком (одну за другой), это производит впечатление рубленого, порывистого звучания. За последние 40-50 лет, музыка развивалась, и стала тяготеть к более расслабленному, легированному (протяжному), мягкому звуку. Когда я слышу, как музыкант играет различные фразы с артикуляцией “тат тат” или “тут тут”, то сразу понимаю, что он либо не пытался (либо не уделил этому достаточно времени) слушать джаз в таком виде, в котором его играют основные джазовые музыканты, последние сорок лет. Исполнитель должен артикулировать легированно, то есть “та та та та” или “ту ту ту ту”.
Джаз, до сих пор, остаётся акустическим видом искусства, поэтому стать джазменом, не слушая других исполнителей, у вас вряд ли получится. Учитывая тот факт, что сейчас доступны любые записи, нет повода не быть в курсе различных школ артикуляции и основных их представителей. Когда нота артикулирована, то она, естественным образом, подчёркивает звук. Это позволяет выделить её из строя впередиидущих и последующих нот. Занимаясь нижеописанными упражнениями, слушая альбомные и концертные записи джазовых музыкантов, играющих на том же инструменте, что и вы, экспериментируя с артикуляцией в целом, и воспринимая всю информацию, я уверен, вы сможете улучшить свою игру, и получать больше удовольствия от музыки, которую вы играете. Хорошая артикуляция, определенно, улучшает связь между исполнителем и слушателем!
Все упражнения должны выполняться под метроном. Начинайте играть медленно и, постепенно, увеличивайте темп. Не старайтесь сразу играть быстро. Убедитесь в том, что хорошо слышите себя по время игры. Для начала, артикуляция должна стать АВТОМАТИЧЕСКОЙ, и уже потом она начнёт звучать естественно. Не бегите вперёд. В конце концов, придумайте собственные упражнения, и передвигайте акцентированные ноты по ладу. Постепенно расширяйте диапазон до двух октав, а затем доводите его до полного диапазона своего инструмента! Я считаю хорошим подходом, начать с достаточно сильного акцентирования нот, и постепенно сводить акцент, делая его сначала спокойным, а затём и лёгким, поверхностным. Тем из вас, кто не занимался раньше такими вещами, стоит послушать, как должны звучать акценты. Смысл сильного акцентирования в том, чтобы как можно быстрее уловить всю идею в целом. Некоторые музыканты, внёсшие значительный вклад в джазовую артикуляцию: Кэннонболл Аддэрли, Сонни Роллинз, Фил Вудз, Фрэдди Хаббард, Клиффорд Браун, Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Дэйв Либман, Вес Монтгомери, Херби Хэнкок, Ли Морган, Рон Картер, Арт Фармер, Ли Кониц, Чарли Паркер, Кларк Терри, Джей-джей Джонсон, Слайд Хэмптон, Вуди Шоу, Кенни Дорхэм, МакКой Тайнер, Орнетт Коулман, Хорас Сильвер и Джо Хендерсон. Список можно продолжать бесконечно, но когда я думаю об этих исполнителях и других, которых не упомянул, одной из потрясающих особенностей их артикуляции стало то, как она вписалась в джазовые традиции. Пробуйте уловить Звучание, ЗВУЧАНИЕ. Вы узнаете об артикуляции значительно больше, во время прослушивания музыки, нежели во время чтения о ней и даже дискуссий. Умение слушать (и слышать) - это ключевой подход к становлению джазового музыканта.
Вам необходимо понять, когда вы можете сделать акцент (сильный, средний, лёгкий, стакаттированный, легированный, горловой и т.д.) на ноте или группе нот так, чтобы не нарушить общий рисунок и характер ваших мелодических линий.
ВАЖНО: Не зависайте на соль-мажорном или хроматическом ладах. Занимайтесь этими артикуляционными упражнениями на ВСЕХ ладах и аккордах во ВСЕХ тональностях. Запомните, мы импровизируем во всех ключах, а не только в лёгких. Не правда ли?
А теперь, слайды!

