Как научиться делать бенд
Как научиться делать бенд
С начала хотел бы сказать, что я начинающий (совсем начинающий) гармонист. Поэтому возможно я неправильно назвал приём в теме. В общем, я имел ввиду приём, когда гармонист меняет направление потока воздуха. Чтобы проверить как это получается нужная морозная погода или промышленная морозилка. Сделав губами "трубочку" как при воспроизведении одиночной ноты, нужно выдохнуть и попробовать менять направление воздушной струи. <br> <br>Я благодарю сайт HARMONICA.BLUES.RU и его Авторов. Всё просто супер! <br> <br>Всех кто хочет помочь мне научиться играть, прошу писать по адресу: Antohaha@pisem.net
Бэндить можно научиться гораздо проще, берешь и пытаешься пропеть гласные "И" и "У" на вдохе "и-у-и-у-и-у-и-у". <br> <br>Потом тоже самое с какой-нить низкой дыркой на гармошке... А потом можно без проблем и без языка научиться.
Вот мне интересно, если в основе бенда лежит изменение направления струи воздуха, то почему, когда я переворачиваю гармошку и делаю бенд, то он получается точно таким же, как в обычном положении. Ведь по идее направление струи относительно голосов гармошки меняется, а бенд остается. Может, все-таки бенд возникает не из-за направления воздуха, а за счет его (воздуха) давления? Или, может я бенд не так делаю?
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Согласен с Чеславом. "изменение направление струи" это очень образно. <br>Я легко могу делать бэнд на любом отверстии, не зависимо от положения гармошки (кверху ногами, или даже вертикально), при этом ничег ово рту и в приеме не меняется. Бэнд это просто третий вид дыхания - такой прием, а не просто изменение направления струи
.
-
Ashotovich
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
Угу. Если гармошку взять вертикально - бенд берется аналогично. А еще - в бенде участвуют оба язычка. Кто не верит - пусть разберет гармонь, зажмер верхний язычок на втором-третьем отверстии и попробует взять полный бенд. <br>Вообще интересно было бы ознакомиться с теорией бенда... Да, видать, негде.
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Помнится, когда я се купил первую Сузуки с клапанами, у меня тоже не получался нормльный звук на 2-м отверстии. Я подумал, давай поставлю клапан на языек с выдохом на 2-м отверстии, чтобы не так воздух пропускало. Ну так и получилось. Оверстие стало более отзывчивым (чуток), но совершенно перестало бэндиться. <br>Ясный перец, в бэнде участвуют оба язычка на отверстии, но точно никто не знает как это рабюотает
<br>Вот AVB давно мне обещал перевод статейки сделать, про физику процесса игры гармони 
-
Ashotovich
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Т. е., насколько я понимаю, мнение о том, что бенд это результат изменения струи воздуха — распространенное заблуждение. В таком случае, надо это заблуждение искоренить как опасное и вредное (это я к создателям сайта обращаюсь). Это сколько же народу зря бъется, пытаясь научиться делать бенд, изменив направление струи воздуха
<br>Я, например, долго пытался добиться бенда, а в итоге выяснилось, что все надо было делать по-другому. <br>Вообще-то, нигде нет внятного объяснения насчет бендов (я не нашел, во всяком случае)
Как делать бенд - это действительно сложно объяснить. А вот за физику процесса - в 2-х словах понижение тона вызвано изменением резонансной частоты системы "2 язычка в канале + ротовая полость" из-за изменения геометрии ротовой полости. В результате начинает звучать второй язычок на частоте, отличающейся от его собственной. <br>Более подробно будет в переводе статьи.
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Cheslav, понимаешь ли, как уже сказал AVB, "Как делать бенд - это действительно сложно объяснить". Поэтому все и пытаются придумать объяснение и ищут методы как бы это объяснить, тем кто не умеет его делать. Аналогия с изгибанием струи очень уместна, и у многих приводит к нужному результату. <br>Если у тебя есть правильное описание и собственная методика объяснения новичкам, как научиться делать бэнд, присылай. Мы попробуем искоренить всеобщее заблуждение. А так, если его снести, то что вместо него останется? <br>Мои мысли (собственно даже не мои, а в моем изложении Гегартовской методики) по отработке бэндов в <a href=http://harmonica.blues.ru/?pagename=get ... und>Статье по звукоизвлечению</a>.
Не знаю как теория электродинамики применима к аккустике, но думаю можно действовать по аналогии. Так вот.. насколько я помню когда мы проходили волноводы и резонаторные камеры, была такая вещь как подстройка частоты резонаторной камеры, так там это делается с помощью винта который вкручивался в эту камеру и которым осуществлялась подстройка. <br>Вот я и думаю может язык и выполняет это роль подстроечного винта в резонаторной камере: 2 голоса + носоглотка. Чем больше разница между частотами двух голосов тем больше диапазон подстройки, что имеет место на 2 и 3 дыре. Причем играет роль размер и форма языка, а также какой из двух голосов звучит. Поэтому можно бендить с 1 по 6 язык на вдохе и с 8 по 10 на выдохе. Для других вариантов размер языка не тот, чтобы он мог осуществлять подстройку. <br>Ну это моя интертрепация теории бенда:)))) <br>
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Я думаю, не совсем так. Насчет регулировочного винта и размера резонаторной камеры похоже. <br>А насчет какой язык бэндить, есть такое правило: бэндится тот голос из двух, который настроен на данном отверстии выше второго, и бендов на этом отверстии будет столько, сколько помещается полутонов между нотой на вдохе и выдохе. <br>Если считать, что это система из двух резонаторов, то полученная частота и будет в промежутке между высоким и низким. Другим частотам в этой системе взяться неоткуда. Поэтому, на нижних отверстиях бэндят вдох (он выше),а на высоких выдох. <br>А вот при, передуваниях звучит только один голос, а второй блокируется. Там всё наоборот. Тон повышается, причем звучит на выдохе вдоховый язычек.
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Давай считать. <br>На До гармошке 7-я дырка: <br>Вдох - Си, <br>Выдох - До. <br>- Какая нота между ними? <br>- Никакой. <br>Поэтому и не бендится
<br>Точнее можно понизить чуток, но где то на четверть тона.
-
Ashotovich
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
Тут затронули вопрос про передувание... <br>Получается так, что при бенде звучит верхний голос с понижением тона, но не ниже нижнего голоса в той же дыре, а при передувании блокируется голос на выдохе (что с 1 по 6 дыру является нижним голосом) и играет голос который должен играть на вдохе (который выше), причем он играет с повышение тона. <br>Означает ли сие, что если бенд, который находятся в диапазоне между частотами вдоховых и выдоховых голосов, то при передувании голос выходит за пределы этого диапазона? Откуда взялась эта частота? Или может тут максимум вибрации язычка будет приходить не на его кончик как обычно, а на середину язычка, что приведет к повышению резонансной частоты? Это просто гипотеза:))) А может тут начинается преобладание гармоник над основной частотой?:))))
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Ашотыч, много гимороя с третьей дыркой? Можешь ли ты четко контролировать все три бэнда на ней? На второй то полегче, а на 4-й вообще в раз! <br>Теоретически с октавой должно работать, но трудно будет это исполнять. Кстати, ты заметил что тембр читых нот и бендов легко отличть на слух. По мне, бэнды звучат не так звонко. На кой такая дудка, да и зачем? Вопрос чисто теоретический. <br> <br>Про передувания: Вот именно. При пердувании работает один язычек, причем позволяет получить тон выше того, на который он настроен. Это вообще какой-то запредельный режим работы голоса - на выдохе то звучит язык, который должен звучать на вдохе. Какя уж там физика, я не знаю (ясный перец, что-то с колебаниями 
-
Ashotovich
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
Хехе. Ту главное что? Четкость позиционирования, мышечная память, мелкая моторика. Это как с рисованием - мастер рисунка может выдать всю Бородинскую Панораму на спичечном коробке. =) Только вот учиться этому затрахаешься. Так что это действительно останется в области теории, по крайней мере, - для меня. <br>А насчет звонкости - так ведь крайние бенды звучат позвонче, разве нет?
Промежуточные - поначалу совсем глухо, потом - все лучше и лучше. Но до звонкости "открытой" ноты все же, ты прав, не доходят. Даже у Братецкого. <br>Я же говорю - чистая теория. =)))
Сомнительно что при бенде звучат два язычка сразу. Они оба вибрируют, но звучит толко один. У меня где-то валялась статья из Australian Acoustics в pdf там про бенды написано было, в смысле там как-то моделировали глотку и из нее и в нее дули. Надо где-то поискать. <br>А у кого-нить статьи, пусть и на буржуйском есть про физику гармохи?
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5303
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Если будет октава разница, то он будет плохо звучать, быстро ломаться. На Маринке 12-дырочной у меня не получалось поймать промежуточные бенды на 11 и 12 дырках.
to trane: <br> <br>Не может быть, чтобы оба вибрировали, но звучал один. Вибрирует=звучит. Другое дело, что они оба вибрируют на одной частоте и звучат, соответственно, в унисон. <br>А более точноую физику процесса попробую выяснить... Конечно вопрос о том, как осуществляется связь между язычками в такой системе непрост, но может быть и не очень интересен.
-
Ashotovich
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
Честно говоря, мне это тоже жутко интересно. Когда я впервые прочитал про бенд - не поверил. Когда получилось - был потрясен. По образованию я физик (в смысле - не лирик), ко всему подхожу научно. Так вот, это не может быть гармоникой совершенно точно - все гармоники имеют частоты, кратные основной, т. е. в октаву (ряд Фурье). Они создают тембр. Безусловно, при бенде меняется гармонический состав (амплитуды и фазы гармоник) отсюда и другое звучание. Ответ надо искать в самом процессе возникновения звука. Если я правильно помню, колебания возникают вследствие завихрений на самом конце (торце) пластинки. Внутри этого вихря давление падает, и конец пластинки изгибается в его сторону. При этом создаются условия для возникновения вихря с другой стороны. Процесс повторяется с изгибом пластины в другую сторону. Это заметно по такому наблюдению: обычно начать звук труднее, чем его удержать. Таким образом, частота колебаний определяется не только собственной частотой язычка (когда ее дернешь пинцетом), но и скоростью образования вихрей. Видимо, когда дуешь правильно, вихрям ничего не мешает, и звук почти не меняется по высоте. А вот при бенде что-то влияет на это вихреобразование, видимо, и второй язычек и ротовая полость. А еще ведь есть зазор между язычком и пластиной... Очень хочу импортную статью, можно без переводе, если англ.
-
Ashotovich
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
Нагло сдираю с <a href="http://members.tripod.com/~myquill/HowBendsWork.html" http://members.tripod.com/~myquill/HowBendsWork.html </a> <br> <br> <br>How Bends Work <br>In a normal bend on a diatonic both reeds participate in making the sound. Consider a draw bend (blow bends work the same only the reeds are the other way around). At first, the draw reed is doing most of the speaking. As the bend gets lower the blow reed takes over and at the bottom of the bend the blow reed is producing almost all of the sound. <br>Bending lowers the pitch of the natural note of the highest reed in the hole. However, since both reeds participate in producing the bent note, the natural note of the lower pitch reed in the hole actually raises while the higher pitch reed lowers in pitch. For example, for a draw bend the pitch of the draw reed gets lower while the pitch of the blow reed gets higher. <br> <br>The note in a hole can be bent down to about a semitone higher than the lower pitched reed in the cell. <br> <br>This is the best I've been able to determine on the physics of how bends work on a diatonic harp. <br> <br>The blow/draw air flow contains a broad spectrum of air compression wave frequencies. <br>Each reed has a range of vibration frequencies to which it will respond. <br>Resonance adds energy to a frequency because of reinforcing wave forms. <br>The range of frequencies to which a reed will respond overlaps for both reeds in a cell. <br>By adjusting the resonant frequency of the "playing tract" (mouth/throat and other airways) we alter the frequency that has the most energy. <br>This frequency with the most energy will dominate the random broad spectrum of frequencies produced by the blow/draw air flow. <br>The reed will respond to the driving compression wave frequency with the highest energy. <br>Both reeds in a 2-reed cell will respond to the same driving frequency because that driving frequency falls in the range of frequencies to with each reed will respond, that is, where the response frequencies overlap for the two reeds. <br>So the note that sounds depends on the resonant frequency of the airway tract, subject to the mechanical response characteristics of the reed pair. <br>Thus, bends are induced by changing resonance characteristics in the vocal tract, and the reed vibration rate is coupled to the playing tract. <br>If one *only* uses mouth adjustments to the resonance chamber, the range of resonant frequencies is smaller than if adjustments to other parts of the airway are included. When the other airways in the vocal tract, e.g. the throat and below, are tuned to the same resonant frequency as the mouth, this will accentuate the frequency energy advantage and the bending range and tone of the note will improve. This is why it is best to play "from the diaphragm", using as much of the vocal tract as possible. <br> <br>One of the few scientific papers on the physics of harmonicas is at: <br>http://www.bs.monash.edu.au/staff/johno/acust2.html <br> <br>Also, see the section on Harp Physics for some interesting experimental results
-
Ashotovich
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Grey Wolf
- Автор сайта
- Сообщения: 5947
- Зарегистрирован: Сб июл 27, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва, Бутово
- Контактная информация:
Блэки, я с тобой не согласен в "звонкости" бендов. <br>Просто у Сузук бенды звучат почему-то глуше чистых нот, особенно на 3-й дырке. <br>На хонерах, например, бенд звучит громче и звонче.
Destruction is not negative, You must destroy to build.
©
-
Ashotovich
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
На самом деле, я когда писал про "глухие" бенды, думал про (3)", именно как ноту Ля (на C дудке) (в среду играл Саммертайм в Бибике на джеме). Она действительно глуше, а низкие бэнды правда громче и сочнее. Думаю на Хорннере тоже самое. Но всё равно, тембр чистой ноты и бендов отличается. Мне вас жаль, если вы этого не слышите. Наверное, поэтому кое кто не может отличить звучание хроматики от диатоники в записи 
2 Foma: вибрировать - не значит звучать. Язычок звучит (в смысле достаточно громко), когда через него, фигачит воздух. Можешь сам подергать эту пластинку, будет тихое бззз. А струя воздуха разносит эти колебания. Не важно как мы дуем, всегда вибрирует 2 язычка, и это "бззз" другог язычка влияет на тембр. Можно, например, убрать один язычок и залепить это место скотчем, саунд получица чисты, громкий, сочный. <br>Гипотеза с вихрем более правдоподобна, только не меньшую роль играет упругость язычка, не понятно зачем образовываца вихрю с другой стороны.
Струя воздуха не разносит никаких колебаний. Громкость зависит только от амплитуды колебаний язычка. Звук есть не что иное, как механические волны, а не конвекционные потоки
. При бэнде оба язычка колебляться достаточно сильно, чтобы можно было их слышать. И я думаю, что колеблятся они на одной и той же частоте, связанные колебания. А какая это частота - зависит от связи, котороую осуществяет тот, кто играет.
Язычки попадают в резонанс, видимо, за счет сложения волн. Может быть один голос колеблется с той же частотой, а другой меняет частоту, может, оба меняют, но вот за счет чего? В физике и теории волн я не силен, но почему-то звук получается именно в промежутке между нотами на вдохе и выдохе, с дискретностью в полтона. <br>То есть главное при изучении бенда именно нащупать этот резонанс путем ухищрений с языком и воздушным столбом.
2 Foma: мы можем так сильно дернуть язычок, что амплитуда будет достаточной. Но звучать он так не будет. Если бы вибрировало 2 язычка, то мы бы этот унисон слышали. Например, играем на вдохе. Звучит draw язычок, мы понижаем звук, на несколько центов (напр. на 15), эту разницу даже трудно уловить, но получается что якобы должен вибрировать и blow язычок, а следовательно и заметно возрасти громкость. Но этого не происходит, т.к. струя проходит только через один из них, а вибрации другого мы не улавливаем, патамушта они гораздо тише. <br>На этом принципе, мне кажется, работает Сузука Овердрайв. Где мы принудительно заставляем воздух идти через другой язычок, в результате чего получаем передувание.
Ладненько, раз подняли такую тему и оне не безынтересна, то я тут скачал две статейки, одна доступна в сети (R. B. Jonston, Pitch Control in Harmonica Playing, Acustics Australia), другая не уверен, что доступна, пользовался своими каналами (Henry T. Bahnson and James F. Antaki, Acustical and physical dinamics of the diatonic harmonica, Journal of the acustical society of america, 103(4), 2134-2144, Apr.98). Буду разбираться конкретнее. Придется тогда накропать статейку физику звукоизвлечения, может быть будет и интересно, но достаточно бесполезно для понимания техники игры...
- Boris_Plotnikov
- Сообщения: 5303
- Зарегистрирован: Пт сен 13, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Слава, я столкнулся с тем, что (3)'' надо всегда выделять вау-вау или вибрато ибо она на всех гармошках глоховата, даже на высоких. Напишите, у кого таких проблем нет.
здорова, Боря, как дела? <br> <br>на третьем язычки глуховато звучат практически на всех г.г. Как ты заметил на бендах нужно применять либо вибрато, вау-вау. Я еще применяю Граул, что усиливает звучание и придатет красоту, вместо "прокола" в мелодии. <br> <br>если есть свои записи скидывай, думаю ты знаешь на какой сайт. если нужны инструкции как и куда заходить пиши.
Протестил свои харпы на тему 3-ей дырки. <br>Результат: <br> <br>- Hohner Bluesharp (G) - 3-ий вдох чуть-чуть глуше остальных. <br>- Hohner Meisterklasse (C) - глухота 3-его вдоха немного заметнее чем у H-BH. <br>- Suzuki Promaster(A) - глухота очевидна, хотя не намного сельнее H-MK <br>- Lee Oskar(G) - вообще конкретно так глухой 3-ий вдох... <br> <br>И вообще, я уже месяц не могу понять нравится мне Lee Oskar или нет...
Gentelman <br> <br>Вчера в Ганновере купил себе SP20 в #B, не могу подтвердить того, что контролируется лучше ЛО. Ситуация примерно аналогичная. Может просто гармошка ещё слишком новая и потом приблизится к Bluesharp... <br> <br>Кстати, на самом деле классная штука эта SP20, мне к томуже попалась MS-версия. Продавец уверял, что она лучше Classic.
2 Foma: Не парься, перевод первой статьи уже практически закончен. Не сегодня - завтра уже будет в верстке
)) Собсно говоря, там все понятно, при условии что человек вообще разбирается в физике. Желательно еще Гельмгольца почитать, там на него ссылаются много... А вот без подготовки разобраться будет сложно, я уже поставил эксперимент
))
Ну и тему подняли! Кто бы мог подумать... Ашотовичу за статью спасибо, перевод не даю, не очень там много нового. (Ашотович и сам прочитает, ибо читает Толкиена в подлиннике, my preciousss) . За выходные подумал, кое к каким выводам пришел, здесь не буду много распространяться. А вот практические рекомендации, следующие из моих размышлений, осмелюсь дать Строго не судите, а вдруг кому и пригодится. <br>1 Дыхание диафрагмой само по себе не является обязательным для бенда, но оно создает стабильный поток воздуха, что существенно облегчает контроль бенда. <br>2 Для обучения бенду попробуйте посвистеть трубочкой и менять высоту. Запоминайте, как вы это делаете. <br>3 То же самое, но на вдохе. Сначала трудно, а потом увидите, что это то же самое, только губы и задняя часть языка как бы меняются местами. <br>4 Быстро пройдитесь бендами с 1 по 5 дыру. Если я все правильно понял, качественно положение языка во рту не меняется. Меняется только ширина канала и чуть-чуть положение кончика языка. <br>А что касается теории... В двух словах - истина посередине. Гельмгольц здесь играет главную роль. Думаю, именно складывание вихрей от двух язычков и над языком дает бенд. Иначе говоря, связь между резонирующими язычками (они колеблются строго в унисон в одной фазе - поэтому двухголосия не слышно) за счет общего вихря и позволяет перекрыть их собственные резонансы в достаточно широкой полосе ( см. статью) но! добротность системы будет все ниже и ниже. Отсюда следует, что рано или поздно при разносе частот чистого тона уже не будет, только сипение. <br>
-
Ashotovich
- Сообщения: 793
- Зарегистрирован: Ср сен 11, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
Хех. <i>Если я все правильно понял, качественно положение языка во рту не меняется. Меняется только ширина канала и чуть-чуть положение кончика языка.</i> <br>Нет, все же меняется. Особенно это заметно при извлечении бенда на первой дырке, а затем - на шестой. На первой более активно действует корень языка, а на шестой - почти кончик. <br>
- Slava Chernov
- Сообщения: 11521
- Зарегистрирован: Чт авг 22, 2002 4:00 am
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Боря, далеко тема уползла, но я всё же отвечу. <br>Я тоже сам дошел до того, что глуховатую ноту на (3)" нада укрошать (спрятать) в Wah-Wah. Тогда она не так режет, получается, что ты ее намеренно так выделяешь Wah'ом, а не она сама так гнусно звучит
<br>Ну что ж поделаешь?
<br>(господам блюзменам, не пытающихся играть мелодии и брать Direct bend, можно не заморачиваться) Речь идет именно о (3)", как необходимой ноте 6-й ступени.
